Актерская школа Азербайджана всегда была богата блестящими представителями творчества. Ее основатели – великие Джахангир Зейналов и Гусейн Араблинский – покоряли зрителей своей потрясающей игрой на сцене в начале прошедшего века.
Но вместе с этим, они были великолепными педагогами и воспитали целую плеяду больших мастеров театра и кино, а те, в свою очередь, передавали свое умение последующим поколениям актеров нашей страны.
Национальная актерская школа, ее представители отличались безукоризненным профессионализмом и блестящим владением сценической речью. Аббас Мирза Шарифзаде, Ульви Раджаб, Сидги Рухулла, Алескер Алекперов, а вслед за ними Али Зейналов, Мухлис Джанизаде были не только актерами-виртуозами, но непревзойденными мастерами художественного чтения, которые только одним тембром своего голосами вгоняли в трепет своих зрителей. К этой когорте выдающихся мастеров национального актерского цеха можно смело отнести обладателя красивейшего голоса и великолепной дикции Гасана Аблуджа, которому сегодня исполнилось бы 75 лет.
Этот талантливейший актер, режиссер, прекрасный педагог и гениальный чтец родился 22 апреля 1942 года в Тебризе. В 1947 году с семьей переехал в Баку. Вскоре он поступает в Политехнический институт, но по окончанию первого курса Гасан принимает твердое решение навсегда связать свою жизнь с искусством и начинает учиться в государственном институте искусств, притом сразу на двух факультетах — режиссерском и актерском.
За свою недолгую жизнь Аблудж сделал много. Будучи продолжительное время актером Театра юного зрителя, он не переставал один за другим создавать на его сцене незабываемые образы. В памяти театралов навсегда останутся его Франц из шиллеровских "Разбойников", филигранное исполнение роли Сильвио в "Слуга двух господ" Гольдони и особенно великолепно сыгранный Аблуджем Ромео в прогремевшей постановке бессмертной шекспировской трагедии Зафара Нейматова.
Особо надо отметить, тот факт, что творчество Гасана Аблуджа было неразрывно связано с радио и телевидением. Его голос, многоцветный в оттенках тембра, особенно был хорош в радиоспектаклях, когда можно было на слух ощутить все движения души через голосовые модуляции актера. Гасан являлся режиссером радиопостановок, где сам же исполнял главные роли. Именно Гасан Аблудж был одним из первых, кто предложил проект создания студенческого радиотеатра, главной задачей которого считал приобретение профессиональных навыков владения сценической речью, дикцией.
Актер никогда не успокаивался на достигнутом, он постоянно находился в поиске. Он много и плодотворно работал. На радио и телевидении он предлагал все новые проекты и частенько сам являлся сценаристом, режиссером и исполнителем. У всех в памяти блестящие постановки Аблуджа произведений азербайджанских классиков, а как непередаваемо безупречно он читал стихи наших великих поэтов!..
Как актер Гасан также плодотворно снимался на телевидении. Людям старшего поколения известно, какой популярностью во всем СССР пользовался рассказ тогда еще молодого писателя Анара "Я, ты, он и телефон". В СССР на одной из киностудий был снят фильм по этому произведению. Однако, должен отметить, что наш телеспектакль с Аблуджем в главной роли превзошел даже столичную кинопродукцию. Запомнилось, как Гасан сыграл Моцарта в пушкинском "Моцарте и Сальери" в постановке своего брата. Актеру удалось предать нравственное состояние своего героя. Пластика, мимика, взрыв эмоций и последующее за этим затишье! Актер был великолепен в этой роли!
Можно назвать еще целый ряд телепостановок, где Аблудж блистал многогранностью своего таланта. Вспомните хотя бы нашумевший телеспектакль "В поезде" по одноименной повести Иси Меликзаде, где блистали, вкупе с Аблуджем, незабвенные Яшар Нури и Гамлет Ханызаде.
Другие роли Гасана в телеспектаклях также раз за разом подтверждали его незаурядное актерское мастерство. Александр ("Два брата" Лермонтова), Ведущий ("Последняя ночь" Расула Рзы) и многие другие роли надолго оставались в памяти зрителей.
Гасан Аблудж плодотворно занимался режиссурой. В театрах нашей страны он поставил достаточное количество спектаклей. Так, театральным событием в республике была признана постановка Аблуджем на малой сцене Национального драматического театра пьесы Эдлиса "Игра теней". Режиссеру удалось, выпукло передавая образы главных героев, тем не менее сохранить динамику конфликта.
Особо следует сказать о его последней постановке. "Книга матери" великого Джалила Мамедкулизаде. Аблудж отдал этому произведению все. Весь свой жизненный и творческий опыт, знания, душевные порывы, боль своего сердца. Вся театральная общественность Азербайджана с нетерпением ожидала премьеры. Ждал ее и Гасан Аблудж. Но судьбе было угодно распорядиться иначе.
13 марта 1994 года Гасан Аблудж скоропостижно скончался, не увидев на сцене своего творения. Он не дожил до своего 52-летия чуть больше месяца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.