БАКУ, 18 апр — Sputnik. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, проведя конституционный референдум, достиг своей цели, заявил политолог Эльхан Шахиноглу на посвященном конституционному референдуму в Турции 52-м заседании клуба политологов "Южный Кавказ".
В мероприятии, состоявшемся в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, приняли участие политологи Эльхан Шахиноглу и Тофик Аббасов, а также российский эксперт Анар Садыхов. Модератором выступил Ильгар Велизаде.
При этом Шахиноглу отметил — несмотря на то, что цель была достигнута, Эрдоган ожидал большей поддержки, нежели 51 процент.
"Это означает, что почти половина населения Турции выступила против расширения полномочий президента", — подчеркнул он.
Политолог напомнил, что через два года в Турции пройдут президентские выборы. И после них уже новый президент с новыми расширенными полномочиями будет решать, какие именно проблемы надо сначала решить Турции.
Так что, отметил Шахиноглу, новые изменения в конституции коснутся не Эрдогана, а нового избранного президента. И, возможно, что в Турции после этого будет проведены и другие референдумы.
В свою очередь, Аббасов подчеркнул, что самые трудные дни для новой Турции еще впереди. И дело, по его словам, тут не в том, что многие не воспринимают внутреннюю кухню Турции, и не в том, что Эрдоган устраивает политическое хозяйство на свой лад.
"Вопрос заключается в том, что страна успела достаточно "накосячить" именно в региональной политике. Официальный Анкаре за эти годы не удалось преодолеть ни один вопрос", — считает он.
Точно такой же трудной, по мнению политолога, остается для Турции и сирийская дилемма. До сих пор непонятно, с кем Турция собирается идти на пробитие дамасской стали.
По словам Аббасова, Анкара все делает для того чтобы пробивной выглядела турецкая политика, но явно не хватает мощности.
"Что же до того, что после референдума страна раскололась, я хочу отметить, что это естественный процесс. Америку до сих пор можно считать расколотой после прихода к власти Дональда Трампа", — сказал он.
Аббасов также подчеркнул, что все кампании и демонстрации, которые сейчас проводятся, ничего не дадут. По его словам, фигурально выражаясь, поезд ушел: предпринимать что-то надо было до объявления результатов референдума.
Он отметил, что сейчас у победителей эйфория, они обращают взор избирателей на будущие президентские выборы с тем, чтобы подготовить и сторонников и несогласных к тому, что будут и еще новые полномочия у главы государства.
"Остросюжетный турецкий роман только начинается, и до кульминации очень далеко", — сказал политолог.
Выступивший далее Садыхов отметил, что при показателях 51% на 49% действительно можно сказать, что страна расколота. Особенно учитывая то, что оппозиция считает порядка 3-4% голосов сфальсифицированными.
Политолог считает, что именно поэтому они призывают своих сторонников выходить на демонстрации. Более того, отметил он, в поддержку им идет позиция ОБСЕ, которые заявляют, что выборы не были открытыми и транспарантными, не все силы имели возможность высказать свою точку зрения.
"Соответственно, это дополнительно подливает масло в огонь, и ситуация будет только накаляться. И если это все Эрдогану удастся успокоить людей, то апогей придется на 2019 год, на президентские выборы. Там будет жесточайшая драка", — сказал эксперт.
Что же до сирийской ситуации и участии в ней Турции, то, по мнению Садыхова, основной задачей было — не дать курдам объединить три анклава и создать государство. Задача минимум выполнена.
Вторым моментом, по словам политолога, является Асад, который не дает покоя Эрдогану.
"Он в 2010 году называл его братом, был у него на дне рождения, отдыхали вместе в Анталье. Но это политика. И такие действия свойственны Эрдогану.
Вспомнить того же Гюлена", — отметил эксперт.
Садыхов считает, российской стороне все-таки удалось до него донести, что они в принципе за Асада не держатся. Он потенциально может уйти, но не сейчас.
Турция, по словам политолога, хочет через своих агентов влияния закрепиться в Сирии в будущем. Вопрос лишь в том, кто будет делить портфели. Это следующий этап для Турции в Сирии, заключил он.