Юрий Бочаров, израильский политолог
Власти Израиля в настоящее время приступили к изучению заявления министерства иностранных дел России, связанного с оценкой состояния ближневосточного мирного процесса.
В нем российский МИД подтвердил признание за Восточным Иерусалимом статуса "столицы будущего палестинского государства", тогда как Западный Иерусалим может рассматриваться в качестве столицы Государства Израиль.
Если рассуждать о том, почему разговоры о возможном признании начались именно сейчас, то не стоит забывать о текущей ситуации в мире.
Есть ситуации де-факто и де-юре. Если говорить о де-факто, то все прекрасно понимают, что Израиль из Иерусалима никогда никуда не уйдет. Точнее, он может уйти только в одном случае: если вообще исчезнет как страна, а такое возможно только в случае третьей мировой войны. Но тогда вместе с ним исчезнет и полпланеты.
Де-факто Иерусалим израильский, де-юре он признал его единой и неделимой столицей. Де-факто он разделен на две половины — еврейскую и арабскую. Израиль признает арабскую часть Иерусалима, где есть арабское законодательство, где они живут по своим законам. И хотя де-юре Израиль говорит о его неделимости, де-факто он признает Восточный и Западный Иерусалим.
В зависимости от политической ситуации в мире, в зависимости от того, кто где сидит у власти, кто как правит миром, эта ситуация используется как козырь или как пропаганда.
Приход Дональда Трампа показал, что американская внешняя политика в отношении Израиля поменялась кардинально. Он заявил, что не потерпит никаких нападок на Израиль в ООН, он это доказал и продолжает проводить эту политику.
Трамп также говорил о том, что готов перенести посольство США в столицу Израиля — Иерусалим.
Что происходит с другой стороны? Сегодня Россия в Сирии и на всем Ближнем Востоке стала играть новую роль. Она вернулась в статус мировой державы, решающей мировые проблемы.
Несколько недель назад с разницей в один день в Москве побывали израильский премьер и турецкий президент. Оба приехали в Москву с одним вопросом — "что будет на моих границах?". Израиль просил о том, чтобы к нему не приближался Иран, Турция просила недопущения создания "Курдистана".
Что пообещала России каждая из этих сторон? Турция предложила товарооборот в 100 миллиардов долларов, восстановление прежних отношений. То есть, пыталась дать деньгами. Тогда как Израиль не предложил фактически ничего.
Любовь, которая должна была случиться и которую все почему-то увидели между президентом России Владимиром Путиным и Трампом, пока не получается.
Трамп давно понял, что он не единственный, кто принимает решения, у него есть большая команда, и он выстраивает свою политику в отношении России, исходя из множества других интересов. И в этих его интересах есть Израиль и Иерусалим, как его столица.
И теперь Путин стремясь к имиджу защитника демократии на Ближнем Востоке, согласился, как бы по любви с Биньямином Нетаньяху, на зачистку северной израильской границы, а также на признание части Иерусалима столицей Израиля.
То есть, сегодня Россия сделала кивок как в сторону Палестины, так и в сторону Израиля. Она это сделала впервые так официально и открыто, но не столько ради Израиля, сколько лично для себя. Тем самым она продемонстрировала в первую очередь Америке, а также Европе, что их интересы и понимание ситуации по Израилю совпадают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.