БАКУ, 7 апр – Sputnik. Протест в связи с решением российской стороны о прекращении деятельности Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК) выразили парламентарии в ходе очередного пленарного заседания Милли Меджлиса АР, сообщает Sputnik Азербайджан.
Выступивший с речью заместитель исполнительного секретаря партии "Ени Азербайджан", депутат Сиявуш Новрузов подчеркнул, что закрытие ВАК – подстрекательство со стороны сил, желающих нанести серьезный урон российско-азербайджанским отношениям.
Удар по российско-азербайджанским отношениям
Депутат, напомнив о том, что в Азербайджане функционирует более трехсот русскоязычных школ, а также филиалы российских вузов, отметил, что деятельность ВАК в России была активной. Конгресс, по его словам, является большой организацией, объединяющей азербайджанцев этой страны. В связи с этим Новрузов предложил группе дружбы Милли Меджлиса подготовить обращение от имени парламента по этому вопросу.
По словам парламентария, Азербайджан поддерживает отношения на высоком уровне со всеми соседними странами, за исключением Армении.
"Мы всегда уделяем большое внимание отношениям с Россией. Поэтому решение о закрытии этой общественной организации было встречено с недовольством в обоих государствах и вызвало неодобрение граждан", — отметил он.
Непорядок в документации
В Милли Меджлисе рассмотрено предложение председателя комитета по правовой политике и государственному строительству, руководителя группы дружбы с Госдумой России Али Гусейнли в связи с закрытием ВАК и принятием обращения в Министерство юстиции РФ и Административный суд этой страны.
По словам парламентария, в ВАК из Минюста России трижды поступали обращения в связи с приведением в порядок документации. Он рассказал, что в последний раз это имело место в октябре 2016 года.
Депутат напомнил, что в декабре 2016 года был проведен съезд ВАК, на котором председателем был избран Фазиль Гурбанов. На этом съезде началась работа по внесению поправок и изменений в документацию.
"Однако, к сожалению, в марте текущего года Минюст России обратился в Верховный суд с требованием о ликвидации Конгресса. Я как юрист должен отметить, что в российском законодательстве предусмотрено три этапа, когда обнаруживаются недостатки в ведении документации", — сказал он.
По словам Гусейнли, один из этапов – предупреждение, второй шаг –штраф и лишь последний шаг – ликвидация. Однако, отметил он, было принято решение сразу предпринять крайние меры.
"Мне очень хотелось, чтобы мы подошли к этому вопросу не в политическом, а в юридическом контексте. Я не хочу называть имена, но и в документах русской общины Азербайджана есть недостатки", — сказал он.
Несмотря на это, отметил парламентарий, азербайджанская сторона никогда не поднимала вопроса о ликвидации, потому что это крайние меры в юридической системе. Он также выразил надежду, что Верховный суд РФ отклонит это обращение министерства юстиции. Председатель комитета подчеркнул, что деятельность ВАК очень важна для Азербайджана.
Предложение Гусейнли было поддержано спикером Милли Меджлиса Огтаем Асадовым.
Вопрос ВАК всех беспокоит
В свою очередь, выступивший на заседании председатель Русской общины Азербайджана, депутат Михаил Забелин заявил, что закрытие ВАК является нехорошей ситуацией.
Напомнив о том, что в Азербайджане русская община функционирует свободно и активно, что более 16 тысяч студентов получают здесь высшее образование на русском языке, парламентарий отметил, что деятельность конгресса всегда соответствовала закону.
"На прошлой неделе я связался с депутатами Госдумы России. Этот вопрос серьезно беспокоит нас", — сказал Забелин.
Депутат выразил надежду, что суд не примет решение о закрытии ВАК, и этот вопрос будет решен в пользу азербайджанцев.
Спикер Огтай Асадов, в свою очередь, напомнил, что русская община в Азербайджане – самая большая на Южном Кавказе. Он предложил Забелину обратиться с письмом в министерство юстиции России и сообщить им о происходящем.
"Мы не должны допустить, чтобы зло победило добро", — сказал он.
Забелин ответил, что обращение уже готово и направлено в Минюст России. Он также выразил уверенность в том, что при принятии решения обращение будет учтено.