Sputnik, Лев Рыжков
"Пельмени" как водораздел
В середине марта в прокат выйдет комедия "Везучий случай". В главных ролях — три матерых шоумена из творческой формации "Уральские пельмени". Это Андрей Рожков, Дмитрий Брекоткин и Вячеслав Мясников. Это люди, чей талант и феерическую искрометность никому доказывать, в общем-то, не надо.
Надо понимать, что "Уральские пельмени" — это определенного рода барьер в водоеме российского телеюмора. Вот есть, например, в Казахстане озеро Балхаш. Одна половина — пресная, другая — соленая. И есть между ними водораздел, где одна вода переходит в другую. Вот этот водораздел — и есть место "Уральских пельменей" в российской телеюмористике. Пограничное.
Потому что с одной стороны побулькивает шутками про тещу и сантехника болотце с главным "водяным" по имени Евгений Ваганович. А с другой стороны "Comedy Club". Не болото, притоков много, но они — откровенно сомнительные. А "Уральские пельмени" — это рубеж между двумя оконечностями такого водоема юмора. "Пельмени" не страшно показывать детям, стареньким родителям. Да и молодежи смешно бывает.
Соответственно, ожидания по поводу комедии "Везучий случай" были достаточно высоки. Предполагалась благонравная комедия для семейного просмотра. Правда, про алкоголиков — которые выиграли в лотерею 43 миллиона рублей и решили на радостях удрать от жен. Но и женщины оказались не промах, разоблачили мужей и пустились за ними в погоню.
В принципе, это — интересный сюжетный узел. Та ситуация, которую, что с ней ни делай, — испортить невозможно. К тому же, в сценарии некое участие вроде бы принимал знаменитый Жора Крыжовников — автор дилогии "Горько" и фильма "Самый лучший день". Правда, в титрах Крыжовников никак почему-то не указан. Автором сценария значатся "Уральские народные сказки".
Как намекнул на пресс-конференции после показа режиссер картины Роман Самгин: правды вам все равно никто не скажет.
Алкаши и стервы
Творческий почерк Крыжовникова в фильме чувствуется. Это и завязанные на узелок обывательского трэша конфликты, которые потом вынуждают героев носить гробы по пляжам и петь баллады Александра Серова в позе конной статуи. Это и жуткие хиты отечественных поп-кумиров вместо саундтрека. И некоторые актеры из крыжовниковской обоймы в "Везучий случай" перекочевали. Например, Валентина Мазунина — она же незабываемая, колоритнейшая Валюха из "Реальных пацанов".
В принципе, налицо все составные успеха. И оставалось лишь перемешать все это во вкусненький коктейль. И вот как раз с этим, по-моему, и возникли проблемы.
Если, например, у Крыжовникова в "Самом лучшем дне" сцены идут друг за другом бойкими пухлощекими пупсиками, то в "Везучем случае" эпизоды тягучи, порой даже бессмысленны. Одна, — ну, ладно, полторы шутки на эпизод. Это, согласитесь, не очень забористый коктейль. Действие не всегда, но часто провисает. Хотя, вроде бы, герои и бегают, и прыгают, и потешно кривляются. В общем, ингредиенты, вроде бы, одни и те же. Но эффект — совсем другой.
А почему так? Наверное, потому что у героев нет характеров. То есть, в принципе, мужчины-герои ничем друг от друга не отличаются. Женщины — тоже. Только внешне. Даже героиня блистательной "Валюхи" стоит в общем ряду, нераскрытая и непонятая.
Когда-то автор этих строк писал сценарии для одного телешоу. И там, в сопровождении к сюжету, надо было кратко расписывать характер героев. Помню одну (не свою) сценарную заявку. В графе "имя" значилось "Клавдия Егоровна". В графе "характер" было написано просто — "бабка". Так же и здесь — в графе "характер" у нас очевидно значится "алкаш номер один", номер два, номер три. Или "стерва номер один", номер два, номер три…
Выделяется, пожалуй, только Вячеслав Мясников, который из очевидного нуля на старте смог слепить полноценный и даже развивающийся образ сорокалетнего девственника.
Герои без реплик
Думаю, что перед нами интересная (хотя, возможно для российского кинопроизводства и не уникальная) практика экранизации не сценария, но поэпизодника. Или даже синопсиса.
Объясню терминологию. Синопсис — это бумажка на одну страничку с кратким содержанием. А поэпизодник — это развернутый синопсис с набросками сцен, но без реплик.
Вот очень сильно у меня подозрение, что так и было. Что гениальная завязка оказалась не развязанной, а вместо этого — впопыхах экранизированной.
В пользу этой версии не только отсутствие характеров, но и фактически отсутствие реплик у героев. Каких-то цепляющих словечек, крылатых фраз — ничего этого нет. Все слова из уст героев — это чуть больше, чем междометия. Сопровождаемые быстрой — на пару дублей — импровизацией.
Артисты из "Уральских пельменей" — молодцы, ребята талантливые. Они, как могут, маскируют провалы сценария — мимикой, буффонадой, смешными танцами и беготней. Особо ярок тут Андрей Рожков. Мы бы хохотали над его героем, он мог бы стать и народным любимцем, поработай над ним хоть чуть-чуть самый завалящий сценарист.
Лучше бы курили
А если поразмышлять над "Везучим случаем" с высоты социальных обобщений, если принять его за срез жизни постсоветской провинции, то картина предстает и вовсе удручающая.
Герои у нас — мужики в возрасте 40+. Зарабатывают они мало, все в долгах и ипотеках. То есть, используя терминологию сайтов знакомств, "с материальными проблемами". Кроме того — пьющие. Что дает еще минус много баллов на шкале привлекательности. Зато ЧЮ (чувство юмора) вроде как декларируется. Хотя из коллизий фильма его присутствие — тоже неочевидно. В общем, перед нами — клинические лузеры без малейших перспектив хоть как-то улучшить качество бытия.
С женами у лузеров — состояние перманентной свары. С женской стороны — бесконечное пиление и "вынос мозга". С мужской — жалкое юление и мелкие алкоголические хитрости.
Картина безотрадная. А ведь такие люди не то, чтобы есть. Их много! Больше, чем мы даже можем представить.
А как-то спасти, вытащить из болота этих неудачников может только чудо. В фильме оно выглядит как лотерейный билет с выигрышем в 43 миллиона рублей. Но и этим чудом неудачники распорядиться не могут.
Удручающая ситуация, анализ которой может вогнать в депрессию. Какой уж тут смех? Для ее препарирования нужен мастер уровня шотландца Ирвина Уэлша с его "Трейнспоттингами". Но сейчас в кино (да и в литературе тоже) никто не пытается препарировать в сторону трагикомедии бытовую безнадегу. По старинке все наряжаем отвратительных алкашей в потешные рюшечки в надежде, что с гайдаевских времен тянущаяся инерция образа вывезет к приемлемым цифрам кассовых сборов.
В общем, замах у создателей был на 43 миллиона. Цифра, кстати, по признанию режиссера, превышает бюджет картины. А удар после этого замаха… Ну, вряд ли на копеечку.
Скорее всего, фильм окупится. И даже, возможно, породит волну подобий. Но это — одноразовый продукт. Даже не пельмени, а, скорее, доширак. Съел, крякнул и забыл. И — да, детям лучше не показывать. Очень много пьют на экране. Лучше бы курили, что ли.