БАКУ, 11 мар – Sputnik. Проблемные кредиты в Азербайджане растут намного быстрее, чем общий кредитный портфель банков – однако, удельный вес не возвращаемых ссуд еще даже не достиг 10% от совокупного портфеля. К такому выводу можно прийти на основании статистических данных Центрального банка АР за январь 2017 года.
Так, по состоянию на 1 февраля текущего года кредитные вложения в экономику поднялись до уровня в 16,251 миллиарда манатов. Эта цифра за месяц выросла на 1,75% (279,6 миллиона манатов) – тогда как за год, в сравнении с показателями на 1 февраля 2016 года кредитный портфель снизился на 21,13%, или на 4,353 миллиарда манатов.
В то же время, общая сумма просроченных ссуд к отчетной дате достигла 1,633 миллиарда манатов. В том числе за январь данный показатель увеличился на 160,5 миллиона манатов (10,9%), а за последние двенадцать месяцев — на 318,5 миллиона манатов (24,23%).
Удельный вес "просрочки" в совокупном кредитном портфеле азербайджанских банковских организаций пока еще невелик, хотя и вырос с 6,2% по итогам января 2016 года и 8,96% к началу текущего года до 9,78% на 1 февраля 2017 года. Однако, на фоне высоких темпов прироста объемов проблемных кредитов этого достижения банковская система может быстро лишиться.
Пусть и небольшим, но утешением может служить недавний всплеск доверия граждан – и предпринимателей – к банковской системе. В частности, к началу февраля общие депозиты увеличились до 23,215 миллиарда манатов, причем за год рост составил 9,06% (1,929 миллиарда), а только за январь текущего года – 5,08% — за месяц банки привлекли 1,124 миллиарда манатов.
Немногим менее доверчивыми оказались физические лица: сума их вкладов на отчетную дату превысила 7,747 миллиарда манатов, увеличившись за месяц на 4,01%, или на 298,5 миллиона манатов. К сожалению, весь прошлый год граждане Азербайджана предпочитали забирать свои накопления из банков – общее снижение вкладов "физиков" выразилось в цифре 330,1 миллиона манатов, соответственно, в сравнении с данными на 1 февраля 2016 года вклады упали на 4,09% — что все еще не в пользу банкам, не сумевших удержать клиентов.
Так или иначе, до внушительной динамики прироста кредитного портфеля, депозитов и вкладов образца 2014 года банкам в обозримой перспективе вернуться не удастся. А проблема "просрочки", вопреки ожиданиям, не исчезла с ужесточением условий кредитования и отсевом клиентов. Скорее, наоборот: для того, чтобы не волноваться из-за роста просроченных кредитов, банки должны обладать широкой клиентской базой, и состоящей из лояльных клиентов, а не тех, кто недоволен, но вынужден иметь дело с конкретным банком, поскольку в других условия еще хуже.
Единственным решением в этой ситуации для банкиров станет реальное – а не мнимое – повышение качества обслуживания клиентов, предложение принципиально новых банковских продуктов и значительное (не на бумаге) снижение процентных ставок по кредитам.
Понятно, что все три перечисленных пункта потребуют усилий – и менеджемента банков, и рядового персонала. Работников после массовых сокращений в 2015 и 2016 годах осталось немного – но тем сильнее стимул выкладываться на своих рабочих местах, на каждое из которых претендует по нескольку оставшихся не у дел банковских работников (в дипломах которых стоят профессии финансовый менеджмент, финансовое право, финансы и кредит, банковское дело – нужное подчеркнуть, филологов и социологов просят не беспокоиться).
Для топ-менеджмента же стимулом должно послужить воспоминание о том, что только за два последних года рынок лишился больше десятка выглядевших вполне надежно банков.
И можно надеяться, глядя на неплохой в январе (особенно в сравнении с прошлогодним спадом) прирост кредитного портфеля, депозитов и вкладов — что азербайджанские банки начинают понемногу браться за ум.