Этот артист имел свой собственный стиль, его игру отличала вдумчивость. Он выстраивал роль до мелочей, и благодаря этому и своей человеческой харизме Алексей Петренко во всех ролях был убедителен и неповторим.
А ведь его путь в актеры не был устлан розами. Петренко несколько раз проваливал вступительные экзамены в театральные вузы Украины, где он родился 26 марта 1938 года. Но он был упорен и настойчив, и наконец в 1957 году Петренко удалось поступить в театральный институт Харькова, после окончания которого он несколько лет работал в украинских театрах.
Особенный стиль актерской игры Петренко не остался незамеченным. Его приметил известный советский режиссер и актер Игорь Владимиров и пригласил в свой театр имени Ленсовета. В то время труппа этого театра была очень сильной, но, несмотря на это, Петренко удалось закрепиться в коллективе и сыграть множество запоминающих ролей в спектаклях, поставленных как художественным руководителем театра Игорем Владимировым, так и другими режиссерами. Благодаря своему мастерству Петренко стал очень известен в театральных кругах, он переехал в Москву, где довольно часто менял места своей основной работы. Он был актером многих московских театров, но везде пользовался неизменным успехом, играя как трагедийные, так и комедийные роли.
Однако, у широкого круга советского зрителя Алексей Петренко запечатлелся в памяти своими работами в кино. Да и сам актер отдавал большое предпочтение кино, а с начала девяностых годов стал актером Киностудии имени Горького.
Для меня, как и для миллионов кинозрителей, фильм выдающего режиссера Элема Климова "Агония" стал настоящим откровением. Климов снял эту блистательную картину в 1974 году, но ее в то время запретили, и мы смогли увидеть фильм только через одиннадцать лет — в 1985-м. Картина рассказывает о тяжелом периоде истории России, об агонии самодержавия, о времени, где, возможно, самым главным действующим лицом был Григорий Распутин. Об этом историческом персонаже много написано и снято немало как документальных, так и художественных картин. Но тогда…
В 1974 году, когда снималась "Агония", материалов о Распутине простому смертному невозможно было сыскать. Да и в 1985 году, когда только началось горбачевское правление, тоже не очень приветствовалось, когда вспоминали распутинское время. И вот "Агония"… Несомненно, великолепная режиссура и добротная работа всей съемочной команды сыграли свою роль в громадном успехе этого фильма, но, на мой взгляд, фурор картины был обусловлен потрясающим исполнением роли Распутина Алексеем Петренко. Не знаю, кто еще в истории советского кинематографа так целиком отдавался роли. Лично я знаю только один пример – Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета. Известно, что после этой роли Смоктуновский долгое время болел.
Так вот, Петренко настолько отдался роли Распутина (кто видел этот фильм, помнит реальное бешенство и безумство в глазах, которое невозможно было актеру сыграть, это надо было пережить), что в 36 лет заработал первый инфаркт. Кто бы ни играл Распутина до и после Петренко (включая крупных зарубежных звезд), не смог приблизиться к виртуозному исполнению Алексея Васильевича.
Петренко создал еще множество запоминающихся ролей в кино. "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Ключ без права передачи", "Женитьба", "Прощание", "ТАСС уполномочен заявить", "Жестокий романс", "Давыдов и Голиаф", "Узник замка Иф", "Пиры Валтасара", "Сибирский цирюльник" и многие другие.
В фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" актер сыграл Петра Великого. Сыграл необыкновенно, и, как мне кажется, уровень его игры соответствовал исполнителю роли царя в известном фильме "Петр I" Симонову. Играл Петренко в этом фильме в дуэте с великим Высоцким и должен отметить, что игра этой звездной пары захватывала зрителей.
Непохоже на других актер сыграл роль Сталина в фильме Карры "Пиры Валтасара". Несмотря на то, что внешне актер заметно отличался от персонажа, ему удалось внести в свою игру присущие диктатору черты и преподнести это по-своему, избегая уже набивших оскомину актерских трафаретов. Сыграл настолько убедительно, что был приглашен на роль вождя, но уже в фильме "Вольф Мессинг".
Не могу не сказать об одной из его последних работ. Фильм "Похороните меня за плинтусом". Как виртуозно он передал неоднозначность характера прототипа фильма выдающегося актера Всеволода Санаева. С одной стороны – один из столпов советского кино, а с другой – безвольный человек, терзаемый тираном-женой. Блестяще сыгранная роль! Ни капли фальши, во все веришь абсолютно!
Известный и любимый актер Алексей Васильевич Петренко до конца дней продолжал много и успешно играть на сцене, сниматься в кино.
С большим прискорбием мы узнали о том, что он скончался 22 февраля 2017 года в Москве, на 79-м году жизни. В понедельник, 27 февраля, проходят похороны Алексея Петренко. Можно не сомневаться в том, что в последний путь его проводят, как и подобает выдающемуся актеру, – аплодисментами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.