БАКУ, 22 фев — Sputnik. Охлаждение между Ираном и США означает, что последние будут заинтересованы как в усилении региональных противовесов Тегерана, в том числе Анкары, так и в изоляции Ирана в регионе, сказал Sputnik Азербайджан ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
Посол Турции в Тегеране Раза Хакан Текин был вызван в МИД Ирана в связи с резкими заявлениями турецкого руководства о политике ИРИ в регионе. В частности, президент Турции обвинил Иран в стремлении к дезинтеграции в Сирии и Ираке, а также увеличении влияния страны в регионе. А турецкий премьер выступил с критикой политики Ирана, направленной, по его словам, против Бахрейна и Саудовской Аравии.
По словам Нейжмакова, в последнее время контакты между представителями США и Турции шли весьма интенсивно. Глава ЦРУ Майкл Помпео свой первый зарубежный визит совершил в Турцию, и произошло это вскоре после телефонного разговора Реджепа Эрдогана и Дональда Трампа.
Вскоре после этого, напомнил он, на полях саммита НАТО в Брюсселе состоялась встреча между главой Минобороны Турции Фикри Ишыком и новым главой Пентагона Джеймсом Мэттисом. Также Турцию посетил руководитель Объединенного комитета начальников штабов ВС США Джозеф Данфорд.
"Возможно, какие-то предварительные гарантии от Вашингтона в Анкаре получили — отсюда прозвучавшее в середине февраля 2017 года заявление Реджепа Эрдогана, что именно турецкие подразделения должны освободить сирийскую "цитадель" запрещенной радикальной террористической организации "Исламского государства" — Ракку", — сказал он.
Однако, отметил собеседник Sputnik, на фоне американо-иранского охлаждения шаги Турции и США навстречу друг другу имеют и обратную сторону.
Эксперт считает, что в Вашингтоне сейчас заинтересованы, чтобы Анкара дистанцировалась от Тегерана. Вероятно, ставки для Турции сейчас и правда высоки. Ведь, например, сказал он, даже в период более острых противоречий между нею и Ираном по Сирии настолько прохладные заявления турецких чиновников, как правило, не звучали.
"Впрочем, вряд ли Турция и Иран "сожгут мосты" окончательно. Никуда не делись, например, их соглашения в сфере газовых поставок", — считает политолог.
Так, напомнил Нейжмаков, в конце января 2017 года стороны договорились о скидке на иранский газ для Турции. К тому же, отметил он, идя по пути длительного охлаждения с Тегераном, Анкара сузила бы себе пространство для маневра, став более зависимой от позиции других держав, нарушилась бы система сдержек и противовесов.
Показательно, по словам собеседника Sputnik, еще и то, что Мевлют Чавушоглу на Мюнхенской конференции по безопасности сделал оговорку, что подвижек по ситуации в Сирии удалось добиться в том числе вместе с Ираном.