Аяз Яшылйарпаг, Sputnik Азербайджан
"Баку! Баку! Я Имишли. Соединяю вас с "Улдуз"!.."
Ровно пятьдесят лет назад голос молодой, светловолосой девушки вовсю звенел над Телекоммуникационным узлом города Имишли. И все взоры людей, что сидели в зале ожидания или прогуливались взад-вперед, были устремлены на нее.
А девушка наперебой отвечала на звонки из различных учреждений, военных частей, частных квартир – со всех уголков страны, далеких районов и городов доходили важные вести.
"В те времена я была очень счастлива. Представьте себе, каково это – когда люди первыми делятся именно с тобой своим счастьем или горем! Сложно передать словами, что я чувствовала…", – так начинает беседу с региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан Тамара Федоровна Лиманова, известная всем местным жителям как "телефонистка Тома".
Преклонный возраст женщины, конечно же, дает о себе знать: она хуже видит, на столе стоят лекарства. Но на ее лице все еще играет прежний огонек юности, в голосе по-прежнему чувствуется сила.
Многодетная семья
"Мои родители поженились в 1934 году в Воронеже. Мой отец был машинистом —железнодорожником, и в 1950 году его послали работать в Имишли. Мне тогда было четыре года, и неудивительно, что почти все мои воспоминания связаны с этим городом", – рассказывает Тамара ханум.
По приезде в Имишли семья Лимановых первое время жила в вагоне на железнодорожной станции. Их тогда было, как выразилась сама женщина, как в футбольной команде — 11 человек. Еще девять детей родились в Имишли. Когда в районе приступили к строительству дома для железнодорожников, стало понятно, что для такой семьи даже трехкомнатная квартира мала, поэтому для нее построили "финский домик" и вдобавок выделили большой участок земли.
Понятно, что вырастить 18 детей на зарплату и детское пособие было невозможно, поэтому Лимановы, как и большинство местных жителей, держали скот, свой огород, растили пшеницу: "У нас во дворе было столько коров, баранов куриц, гусей… Покупали мы только одежду и мебель, а ели только то, что сами производили. Тогда все так жили — и образованные и безграмотные, и азербайджанцы, и русские".
Тамара ханум говорит, что по соседству жили в основном азербайджанцы, поэтому она с детства говорит по-азербайджански: "У нас были очень добрые соседи. Все мальчики и девочки на улице играли вместе. Сыр в лаваше делили поровну между всеми. В детстве я никогда не чувствовала, что родилась в другом месте и что у меня другая национальность".
Свадьба три дня и три ночи
После окончания семилетки русская девушка с длинными косами начала работать по ночам уборщицей в районном обществе потребления. Окончив школу, она поступила в Бакинское училище электротехники, где и познакомилась с своим будущим мужем – Вагифом, родом из Зангиланского района: "Мы любили друг друга, но мой отец не давал согласия на наш брак, говорил: "Он не будет с тобой жить до конца, ты же русская". Но маме удалось кое-как уговорить отца. Свадьба, как у нас принято, длилась три дня, а потом я переехала в Зангилан".
В те годы Тамара ханум пережила немало горя. Из восьмерых детей, что она родила, вырастить смогла только одну девочку — остальные умерли в младенчестве, не дожив и до года.
После того как ее маму скосил паралич, молодая женщина была вынуждена вернуться в Имишли, забрав своего ребенка. Она объяснила всю ситуацию мужу, и они разошлись мирно.
Тамара стала ухаживать за родителями, устроилась на работу: "Мне нравилась моя работа – на ней я забывала обо всех своих проблемах. Когда я выходила на улицу, все вокруг – начиная с первого секретаря райкома до простого рабочего – улыбаясь, здоровались со мной. Когда я ходила на базар или в магазин, незнакомые люди угощали меня. Без лишней скромности скажу, я заслужила это уважение. Бывало, что жителю какой-то деревни приходило срочное сообщение, и после работы я брала такси за свой счет, чтобы поехать, найти того человека и передать сообщение".
Тамара ханум проработала в одном учреждении 30 лет. За это время у нее было немало учеников, да и вообще она была для своих коллег и старшей сестрой, и матерью.
"Я отпускала тех, кто выходил со мной в одну смену, на два-три часа домой, а сама оставалась одна на коммутаторе. Я переживала за них. Эта работа вредит здоровью: длительно напряжение действует на нервы, постоянное ношение наушников портит слух", – говорит она.
Домашние животные заменили ей семью
Когда она заболела и слегла, дочь Оксана была вынуждена бросить учебу в институте в Киеве, где она училась на юриста. Она вернулась в Имишли и полтора года жила с мамой. "Она вернула меня к жизни. Моя дочь была очень умной и бойкой девушкой – свободно говорила на пяти языках, играла на пианино и гармони, могла петь мугамы", – вспоминает Тамара ханум.
Оксана не смогла восстановиться в университете в Киеве, и продолжила учебу в Баку. Затем она работала в зарубежных гуманитарных организациях, органах национальной безопасности. Ее жизнь оборвалась в 2012 году – она скончалась от сердечного приступа прямо на своем рабочем месте…
После смерти дочери одиночество пожилой женщины скрашивают домашние питомцы. Чуть ли не половину своей пенсии – а это всего лишь 165 манатов – женщина тратит на своих питомцев: "У Оксаны была кошка, она привезла ее ко мне и попросила ухаживать за ней. И теперь после смерти дочери я провожу свои дни с Муркой и ее двумя котятами. А по ночам нас охраняет Тоби. Однажды я даже увидела на могиле своей дочери кошку…".
Общее кладбище мусульман и христиан
Телефон Тамары ханум и сегодня не смолкает – ей все время звонят родственники со всех уголков мира. О том, что братья и сестры по одному уходят из этого мира, она тоже узнает по телефону. В живых осталась только сестра, которая живет в Хабаровске. Она тоже замужем за азербайджанцем.
"Многие обиделись на меня на то, что я похоронила дочь на русском кладбище, хотя там есть и мусульманские могилы. Для меня выше религии и национальности всегда стояли человеческие качества", – говорит Тамара ханум.
В свое время Оксана планировала купить в Баку квартиру и перевезти туда свою маму, поэтому женщина распродала или просто подарила большую часть мебели и вещей из дома. Сегодня у одинокой женщины нет даже телевизора, чтобы скоротать долгие вечера. Но больше всего ее огорчает, что о ней позабыли…