БАКУ, 21 фев – Sputnik. Ни один азербайджанец – гражданин тогдашней Азербайджанской ССР, не принимал участия в отделении Карабаха от Азербайджана, сказал Sputnik Азербайджан азербайджанский публицист, уроженец ныне оккупированного армянами города Шуша Керим Керимли.
Двадцать девять лет назад, 20 февраля 1988 года, Областной Совет народных депутатов НКАО проголосовал за присоединение к Армении. И вот, 20 февраля 2017 года в Нагорном Карабахе вновь прошел незаконный "референдум" по проекту новой конституции непризнанной "нагорно-карабахской республики".
Согласно предварительным данным о голосовании – из 103 793 имеющих право голоса избирателей проголосовали 79 428. За проект новой "Конституции" проголосовало 69 540 человек или 87,6 процента, против — 7 686 или 9,7 процента. 2 202 бюллетеня признаны недействительными.
Керимли отметил, что помнит почти все трагические события, включая голосование и "референдум", проведенный в Нагорном Карабахе соответственно в 1988 и 1991 годах.
Он рассказал, что две общины, представители двух народов, проживавшие на территории этой, тогда еще автономной области, уже тогда были разделены конфликтом.
"Мы не могли ни под каким поводом поехать в центральный город Нагорного Карабаха – тогдашний Степанакерт (ныне Ханкенди) и также они не могли подняться в город Шуша. Мы были разделены", — сказал он.
По его словам, ни один азербайджанец — гражданин тогдашней Азербайджанской ССР, не принимал участие в голосовании за отделение или на том "референдуме". Он подчеркнул, что подобные голосования, "референдумы" не могут иметь силу закона, так как в них не смогло принять участие все население этого региона. К тому же, отметил он, голосование и "референдум" были проведены без санкций вышестоящих властей Азербайджана и без согласия азербайджанского населения. Более того, эти действия противоречили Конституции Азербайджанской ССР.
Керимли подчеркнул, что те, кто организовал и проводил голосование по отделению и "референдум", не имели на это юридического права.
"Никакой предвыборной пропаганды, агитации, обсуждения – ничего этого не было. Если это и было, то только в их узком кругу и всеобщего объявления не было. Точно также было и с голосованием, прошедшим в 1988 году, когда заранее никому ничего объявлено не было", — сказал он.
По словам публициста, тогда не были соблюдены основные нормы и требования таких массовых мероприятий, как референдум. Он отметил, что, например, азербайджанская община узнала про этот "референдум" приблизительно за день до его проведения.
"Почти также было и с голосованием. То есть, нас – азербайджанцев, просто поставили перед фактом", — сказал он.
По его словам, в то время Азербайджан еще был в составе СССР, и все думали, что Баку вмешается в этот процесс, что будут предприняты какие-то меры.
"Маленькое население города Шуши и другая часть азербайджанского населения нагорно-карабахской автономной области не могли помешать происходящему. Мы были сердиты, разочарованы, взволнованы, но ничего не могли сделать", — сказал он.
А азербайджанское правительство и центральное правительство, по словам Керимли, тогда не приняли соответствующие меры для пресечения разжигания национализма, сепаратизма, которые и привели впоследствии к кровавой войне.