Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В субботу, 18 февраля, на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета состоится премьера одноактного балета "Половецкие пляски" композитора Александра Бородина из оперы "Князь Игорь". Написанию этого произведения композитор посвятил ровно 18 лет, а "Половецкие пляски" являются балетным фрагментом из этой оперы, который впоследствии стал отдельным спектаклем и ставился на сцене многих театров в разных странах мира.
Корреспонденту Sputnik Азербайджан за день до премьеры, 17 февраля, посчастливилось принять участие в генеральной репетиции спектакля. Вначале на сцене был показан одноактный балет Петра Чайковского "Ромео и Джульетта", открывающий вечер балета.
Печальная история жизни и смерти юных влюбленных из Вероны не первый раз представляется бакинской публике, но, несмотря на это всегда приятно снова и снова смотреть балет об этой знаменитой, трагической истории любви.
В показе также приняла участие художественный руководитель Театра оперы и балета, народная артистка Камилла Гусейнова, являющаяся репетитором этого спектакля. Она тщательно следила за движениями танцоров и давала им свои советы. Главные роли в этом балете исполняют заслуженная артистка Нигяр Ибрагимова (Джульетта) и Макар Ферштандт.
После двадцатиминутного антракта был представлен балет "Половецкие пляски" композитора Александра Бородина (опера "Князь Игорь"). Балет, ставший фактически самостоятельным произведением, основан на сюжете памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".
Для постановки этого балета в Баку руководством театра приглашен хореограф Михайловского Санкт-Петербургского театра оперы и балета, заслуженный артист России Сергей Мохначев, который уже много раз приезжал в нашу страну и каждый раз продолжает удивлять публику своими великолепными работами. Во время антракта хореограф признался Sputnik Азербайджан, что всегда рад приезжать в нашу страну и работать с азербайджанскими исполнителями.
"Я уже несколько дней в Баку, настолько привык, что просто не хочу уезжать. Мне приятно, что именно меня пригласили для постановки этого балета, потому что в свое время я сам исполнял его на сцене. Постановку мы осуществили по мотивам известного российского балетмейстера, хореографа Касьяна Голейзовского", — сказал хореограф.
Мохначев отметил, что хорошо знаком с нашей труппой, поэтому не возникло никаких сложностей. Он признался, что остался доволен и с нетерпением, как и вся бакинская публика, ждет премьеру, чтобы получить оценку своей работе.
Сюжет как таковой в этом спектакле отсутствует. Действие происходит в половецком стане, в степи, бескрайнюю гладь которой нарушают лишь шатры кочевников. Девушки опоясывают пространство широким хороводом, на них вихрем налетают половцы, каждый выбирает себе жертву. Их пытаются заслонить юноши, но бегущая толпа сметает их. В колдовском движении пляски все славят хана.
Четыре разнохарактерные сцены сливаются в этом балете в непрерывном действии. Маняще прекрасная первая пляска девушек была плавная и волнообразная. Ее как бы сметают на сцене танцы мужчин, основанные на бешеном вихревом движении. Половцы мчатся, взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами. Впечатлила пляска мальчиков, которая была очень ритмичной, и танцоры справились на славу. Все прежде звучавшие темы объединяются, сплетаются в исступленном движении и заканчивается спектакль общим буйным, темпераментным вихревым танцем.
Спектакль, без сомнения, получился ярким, импульсивным. Основная заслуга в этом, конечно же, принадлежит хореографу Сергею Мохначеву, потому что в каждом моменте постановки ощущался его почерк. Нельзя не отметить также работу дирижера спектакля — народного артиста Азербайджана Ялчина Адигезалова и художника-постановщика — народного художника Азербайджана Рафиза Исмайлова.
Весь коллектив потрудился на славу. Не упустите возможности побывать на премьере и увидеть все своими глазами.