БАКУ, 9 фев – Sputnik. Официальный Ереван формально не является частью конфликта вокруг Лапшина, но де-факто он, конечно, имеет к нему отношение, сказал Sputnik Азербайджан доцент Финансового университета при правительстве РФ, политолог Геворг Мирзаян, рассуждая о реакции Армении на действия Беларуси в связи с экстрадицией блогера Александра Лапшина.
Блогер Александр Лапшин 8 февраля был экстрадирован из Беларуси в Азербайджан. В связи с этим в Ереване был выражен яркий протест Минску, вплоть до призывов изгнать страну из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
По словам Мирзаяна, Армении нужно сделать правильные выводы из этой ситуации, а вместо этого люди сейчас ищут возможность ответить президенту Беларуси Александру Лукашенко, и пытаются искать виноватых. Это неправильный подход.
Эксперт отметил, что существует системная проблема – на сегодняшний день внешнеполитический вес Армении ниже, чем у Азербайджана. Он ниже несмотря на помощь диаспоры, которая занимается не тем, чем должна заниматься с точки зрения государственных, а не своих личных интересов несмотря на какие-то позиционирования в блогосфере. В результате "за исключением нескольких стран, включая Россию, другие государства, выбирая между Арменией и Азербайджаном в различных ситуациях, полностью будут принимать сторону Азербайджана, естественно, как более богатого и мощного государства", — считает он.
Отсюда, по словам собеседника Sputnik, и поражение в деле Лапшина, и самое серьезное из такого рода поражений – поражение в деле Рамиля Сафарова. Азербайджан фактически забрал этого гражданина у Венгрии, и никто ему не мог в этом помешать. И неизвестно, хотел ли мешать. Отсюда и мелкие проблемы во взаимоотношениях Армении с Россией, и самоощущение себя как государства, которое не уважают.
Все это, отметил эксперт, следствие слабого внешнеполитического веса, что появляется из-за недостатка мощи – и политической, и экономической, и идейной, и имиджевой.
"Решение целого ряда проблем, которые стоят перед Арменией, в том числе и недопущение эскалации конфликта в Карабахе – это все вопрос мощи", — считает он. Чтобы накапливать мощь, по словам Мирзаяна, нужно заниматься системными внутриэкономическими и структурными реформами, борьбой с олигархией, наведением порядка в государстве, восстановлением связей между элитой и населением, а не кричать, назначать виноватых или же искать возможности ответа Беларуси. Нужно решать проблемы, а не жаловаться на то, что они есть.
То, что Армения сейчас требует выхода Беларуси из ОДКБ – это несерьезно, считает собеседник Sputnik, эти претензии не имеют никаких оснований под собой. "В вопросе выдачи Лапшина Лукашенко формально прав, в этой ситуации он поступил абсолютно по букве закона. Может он поступил неправильно с точки зрения смысла, но с юридической точки зрения – с него взятки гладки. И он это прекрасно знает, поэтому ощущает свою сильную позицию", — сказал политолог. Более того, по его словам, дело Лапшина не имеет никакого отношения к этой структуре, как и в общем-то обвинения армянской стороны в том, что ОДКБ является мертвой организацией. Еще ни разу у армян не было никакого основания называть так эту структуру.
В апрельские события в Карабахе ОДКБ не обязана была вмешиваться, поскольку Карабах не входит в зону ответственности Организации, ведь все страны-члены ОДКБ (в том числе и Армения, которая очень не любит об этом говорить) де-юре не признают независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана.
Что же касается якобы нападения на территорию Армении, о котором заявляла армянская сторона в апреле и декабре, то тут политолог отметил, что в этой ситуация Армения сама не хотела, чтобы ОДКБ вмешивалась, поскольку если бы она хотела этого, она бы подала официальный запрос и запустила бы процедуру выработки коллективного решения стран-членов ОДКБ. Нет запроса – нет вопроса.
"Такого рода мероприятия всегда делаются четко по процедуре. Путин не может, как член ОДКБ, один выступить и сказать "мы будем отвечать на агрессию Азербайджана", должна быть консолидированная позиция. И чтобы эта позиция была, нужно собрать людей, чтобы их собрать, нужен запрос. Такие процедуры есть всегда, везде, в том числе и в НАТО", — сказал он.
Мирзаян привел в пример то, как это делают другие страны в подобных ситуациях. Например, Турция после истории с российским самолетом собирала НАТО для решения проблемы.