Парламент Израиля принял закон, легализующий около четырех тысяч домов, незаконно построенных в поселениях на оккупированном Западном берегу. ООН расценивает это как односторонние действия, мешающие урегулированию ближневосточного конфликта.
Юрий Бочаров, израильский политолог
Для начала немножко истории. В нашей, израильской, интерпретации событий.
Израильские поселения в Иудее и Самарии (на Западном берегу реки Иордан) и в секторе Газа — это населенные пункты, созданные после 1967 года на территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны, в которой Израиль разгромил напавшие на него армии Египта, Иордании и Сирии. Кстати, ранее эти территории были аннексированы Иорданией в результате войн 1948-49 годов. Фактически же в результате войны 1967 года Израиль эти самые что ни на есть древние еврейские территории не аннексировал, а вернул себе, введя там режим военной администрации.
С этого момента практически все правительства Израиля в зависимости от своей политической ориентации и ситуации в мире либо поддерживали, либо замораживали строительство еврейских поселений на этих территориях. Часть из этих поселений уже превратились в полноценные города, такие как Ариэль, Маале-Адумим, а часть представляют собой поселки на 50 семей. В общей сложности в них проживает до полумиллиона израильтян.
Согласно договору, заключенному с Организацией освобождения Палестины в Осло в 1993 году, Израиль контролирует территорию Иудеи и Самарии, на которой находятся израильские поселения, а также прилегающие к ним территории (так называемая зона "C"). Остальная территория поделена на зоны "A" (под управлением Палестинской национальной администрации) и "B" (где ПНА осуществляет гражданское управление, но безопасность контролируется совместно с Израилем).
Израильские поселения на границе сектора Газы и Египта всегда служили барьером для контрабанды оружия и террористов с Синайского полуострова в Сектор Газа. Однако, в 2005 году в результате принятого руководимым премьер-министром Ариэлем Шароном "правым" правительством Израиля (Ликуд) плана одностороннего размежевания был осуществлен вывод всех еврейских поселений и подразделений Армии обороны Израиля с территории сектора Газа, а также вывод ряда поселений из Самарии.
Сказать, что этот план принес мир в Сектор Газы или Израиль, значит погрешить против истины. В результате этого в 2006 году на выборах в Палестинский законодательный совет в секторе Газа победил ХАМАС и в Палестинской автономии произошел раскол на два практически воюющих между собой политических и военизированных блока – ПА и ХАМАС.
Ну а теперь вернемся в сегодняшний день. Стоит отметить без прикрас, что Израиль – единственная демократическая страна на всем Ближнем Востоке. Демократические выборы как в муниципальные советы, так и в парламент страны Кнессет, могут считаться образцом для многих стран мира, в том числе и якобы демократических. Поэтому однозначно можно сказать, что депутаты в израильском парламенте (Кнессете) представляют практически все израильское общество и отображают его мысли и чаяния.
Вот здесь и возникает чисто философский вопрос, а всегда ли "народ" или большая его часть хочет то, что хорошо для всех и в частности для страны в целом? Ответ: чаще всего нет.
В результате коалиционных переговоров было сформировано новое правительство, куда вошли как правые, так и центристские партии. И вот эти партии, выполняя пожелания своего электората, и проводят нужную им политику. В результате такого подхода и было принято на днях решение Кнессета о легализации форпостов на территориях. Стоит отметить, что ранее часть поселений была построена государством без необходимых разрешений и люди, живущие в них почти полвека, живут без всяких прав. При этом отдельные поселения были образованны на "ничейных" землях, другие на территориях, принадлежащих арабам, не проживающим в Израиле.
В результате принятый закон, с одной стороны, обеспечивает "законность" уже построенных домов для поселенцев, с другой – гарантирует, что арабские владельцы земель получат достойную компенсацию от государства. Естественно, для живущих на территориях людей, как израильтян, так и арабов, этот закон совсем неплох, он гарантирует одним и компенсирует другим практически то, на что они уже и не надеялись.
Вот хорошо ли это для страны, для ее имиджа на мировой арене, для ее политики взаимоотношения с другими странами, это навряд ли, скорее всего более чем проблематично.
Возможно, понимая это и желая сохранить свой имидж и маневр для следующих переговоров, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (Ликуд) (который, кстати, призывал правительство отложить голосование) не присутствовал на самом голосовании в Кнессете по причине опоздания на самолет, на котором он возвращался с переговоров из Англии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.