Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Азербайджанский государственный русский драматический театр на высоком уровне решил отметить юбилей народного артиста Мабуда Магеррамова – ко дню его рождения пройдет премьера спектакля по пьесе Карло Гольдони "Сеньор Тодеро-хулиган". В преддверии своего 60-летия актер решил подробно рассказать Sputnik Азербайджан о юбилейном спектакле, подарках и о многом другом.
— Мабуд Магеррамов любит отмечать день рождения?
— Да, можно сказать, что люблю. Мой отец любил пышно отмечать мои дни рождения, поэтому с того времени у меня это стало традицией. Как говорят, свадьба гуляла три дня и три ночи, так же и у меня дни рождения длятся три дня, но только две ночи. Обычно 12 марта собираются родственники, а 13 марта отмечаю уже с моими друзьями в каком-нибудь ресторане, потому что квартира у нас очень маленькая, и она просто не сможет вместить столько людей.
— А можете вспомнить самый запоминающийся подарок?
— Признаюсь вам честно, у меня три дня рождения. Один официальный – по дате моего рождения, второе рождение мое произошло 3 апреля, когда я проснулся после тяжелой операции. Я был тогда на грани жизни и смерти. А третий раз я родился 21 октября. Совершенно случайно в этот день мы всей семьей – я, моя супруга, моя сестра, ее супруг и сын – попали в аварию, когда ехали в район. Мы все еле спаслись. Поэтому для меня самым запоминающимся подарком было то, что Бог несколько раз дарил мне жизнь.
— Ну, вас можно назвать везунчиком?
— Совершенно согласен. Думаю, этот подарок исходил от самой судьбы.
— 60 лет для вас – мало или много?
— Все зависит не от количества лет, а от состояния, в котором ты находишься. Я ощущаю себя все тем же Мабудом, который, будучи студентом театрального института, в 1977 году впервые вышел на подмостки Русского драматического театра. Тогда меня все звали "Мабудик". Я вот остался для себя все тем же Мабудиком. Иногда, к примеру, в театре, когда кто-то ко мне обращается "Мабуд муаллим" или "Мабуд Алескерович", или на улице кто-то мне говорит "дядя", я как-то вздрагиваю, потому что для меня все это непривычно. Даже сейчас, общаясь с какими-то людьми на улице или в компании, в которой все по возрасту младше меня, мне кажется, что самый младший среди них – это я. Может, они выглядят старше меня. Не могу точно сказать, почему. Но я всегда чувствую себя маленьким ребенком.
— Вы сказали, что вышли на сцену театра в 1977 году, значит в этом году вы также отмечаете 40-летие творческой деятельности?
— Честно, я даже не подумал об этом.
— Руководство Русского драмтеатра решило торжественно отметить ваш юбилей, поставив спектакль с вашим участием. Почему вы остановили выбор именно на "Сеньор Тодеро-хулиган"?
— Мы долго с Александром Яковлевичем (Шаровским, главным режиссером театра – ред.) искали нужный материал. Выбор был большой. Учитывая мою специфическую профессиональную черту, Шаровский предложил эту пьесу. Я сам тоже хотел, чтобы была классика, поэтому согласился с его выбором.
Карло Гольдони – это человек, который ушел от комедии дель арте и перешел к народному театру. В итальянском театре спектакли всегда в то время создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актеров, одетых в маски. В постановках принимали участие одни и те же маски, их было в общем 12 – это Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Тарталья, Скарамучча, Ковьелло, Пульчинелла и другие. Актеры часто гастролировали и использовали тему, которая была на повестке дня именно этой страны, где они выступали, и начинали импровизировать. Причем каждый персонаж говорил на каком-то диалекте.
Гольдони же создал народный театр, в котором уже принимали участие совершенно другие герои, текст их выступления был заранее подготовлен. И таким образом у него возникла история Сеньора Тодеро. На самом деле существовал такой купец, хулиган, жадина, хозяин.
Это произведение автор написал, находясь во Франции и работая там в итальянском театре. Комедия дель арте предполагает ужимки, прыжки, повороты, эксцентрические движения. Учитывая все это, Александр Яковлевич сказал, что для актера, обладающего эксцентрическими способностями, такого азербайджанского Луи де Фюнеса, этот спектакль нужно сделать таким, чтобы он отличался от того, что ставили ранее. В спектакле будет очень много современных элементов. Сюжет будут вести два героя – это Арлекин и Коломбина.
— Довольны составом спектакля?
— В этот момент мне вспомнились слова Максуда Ибрагимбекова. Когда у него спросили, что самое приятное в его жизни, он ответил: "Мне приятно, когда утром я выхожу из дома и не встречаю ни одной противной рожи". Когда мы с Александром Яковлевичем обсуждали состав актеров, я ему сказал, что хочу, чтобы была приятная компания. Так и получилось.
Да, у нас собрался очень хороший коллектив — это заслуженные артисты Наталья Шаровская, Фуад Османов, Мелек Абасзаде, актеры театра Мария Дубовицкая, Максуд Мамедов, Ибрагим Ахмедов (Чингиз), Ольга Арсентьева, Олег Амирбеков, Надир Абдулрагимбеков, Милана Соколенко и Эльшад Муртузов. Литературную редакцию пьесы делала Валентина Мусаевна Резникова, художник-постановщик — заслуженный работник культуры Ольга Аббасова, над музыкальным оформлением работает заслуженный работник культуры Владимир Неверов, а над хореографией — Раули Турккан. Не могу не сказать о Галине Гусевой — ассистенте режиссера, она помогает, следит за всем – и за текстом, и за правильностью исполнения мизансцены.
— В 2008 году ваш родной Русский драматический театр вновь распахнул свои двери после реставрации, создались все условия для всего коллектива – одним словом, театр вновь зародился.
— Совершенно согласен с вами. После реставрации были созданы все условия для работников театра. Нам всем приятно стало в нем работать, ведь театр для нас считается вторым домом. Вдвойне нам приятно наблюдать, как публика с большим интересом посещает наши постановки. В последние годы в связи с тем, что Азербайджан стал известным во всем мире, к нам стали часто приезжать иностранцы. Они посещают наш театр и делятся своими впечатлениями, отзывами. Нам всем очень приятно. И всем этим мы благодарны нашему директору Адалету Гаджиеву, который создает все условия для нас – актеров, чтобы мы работали и всегда были на сцене. Нам всем комфортно с ним работать.
— Мабуд муаллим, напоследок, что бы вы хотели сказать своим любимым зрителям?
— Несколько раз так получалось, что в день своего рождения я играл на сцене. Но в этот раз все будет по-другому, ведь, как-никак, круглая дата. В этот день в зале также будут сидеть мои зарубежные друзья, которые специально приедут в Баку ради моего юбилея.
Что же насчет зрителей, хочу сказать, что мы им всегда рады. Самое главное — пусть не забывают ходить в театр. Поймите, театр — это живая и дорогая вещь. Если спросите у меня, почему мне обидно каждый раз? Я отвечу, что композитор пишет музыку, и она остается в веках, то же самое касается работ кинематографистов и художников, а мы —актеры театра — выходим на сцену и сиюминутно создаем шедевр, но он не остается в истории — это обиднее всего. Завтра мы тот же спектакль не сможем сыграть, как в прошлый раз.