Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
В ситуации с задержанием и возможной экстрадицией в Азербайджан российско-израильского гражданина и блогера Александра Лапшина имеются пять основных (если говорить о странах) действующих субъектов.
Это Азербайджан, как государство, которое является инициатором задержания журналиста и стороной, требующей его экстрадиции. Это Беларусь, где задержали Лапшина. Это Россия и Израиль, уж поскольку задержанный журналист имеет гражданство названных государств. И это Армения, фактически представляющая в сфере международных отношений Нагорный Карабах, поездки задержанного журналиста в который стали причиной инцидента.
Лично у меня нет никаких вопросов к Азербайджану. Эта страна совершенно обоснованно требует от Беларуси выдачи блогера и имеет полное право требовать от кого угодно выдачи в свое распоряжение любого индивида, нарушившего, с точки зрения властей Азербайджана, закон 318.2 УК АР (о незаконном пересечении государственной границы) или иные законы этой страны.
Нет у меня претензий и к Армении, имеющей право публично высказывать свою точку зрения по поводу карабахского вопроса, если даже с ней не всегда согласен Азербайджан.
У автора этих строк, по большому счету, нет вопросов и к России, поскольку я полностью согласен с позицией, высказанной уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой.
По ее мнению, российским гражданам, выезжающим за рубеж, необходимо изучать и соблюдать законодательство иностранных государств. Вместе с тем, омбудсмен отметила, что выдача с территории Союзного государства России и Белоруссии в Азербайджанскую Республику гражданина России и независимого журналиста Александра Лапшина, недопустима. Татьяна Москалькова подчеркнула, что это установлено частью 1 статьи 61 Конституции РФ, которая гласит, что "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".
Единственная страна, к которой сегодня адресованы вопросы как со стороны адвокатов задержанного, так и со стороны журналистов, политиков и просто граждан, например, той же России – это Беларусь.
Главный вопрос к белорусским чиновникам состоит в том, с чего это вдруг они задержали гражданина России, да еще и журналиста Александра Лапшина – и не только задержали, но и приняли решение о его экстрадиции?
Все это наталкивает на мысль, что белорусские чиновники по каким-то причинам предпочли интересы Азербайджана интересам своих союзников по ОДКБ и ЕАЭС Армении и России. Хотя сложно себе представить, чтобы белорусские власти задержали гражданина РФ, потому что считают законы Азербайджанской Республики выше законов Российской Федерации. Также вряд ли и то, что они вдруг возненавидели Армению или Нагорный Карабах.
Конечно, у Азербайджана и Беларуси есть определенные договоренности и соглашения между собой, которые позволяют им экстрадировать преступников. Более того, дружественные отношения лидеров двух этих стран также хорошо известны. И азербайджанская сторона имеет полное право требовать экстрадиции человека, нарушившего законы их страны. И это нормально.
Но то, что сейчас происходит в отношении Лапшина, думается, может быть связано не только с этим. Дело в том, что арестованный блогер – гражданин РФ, и его задержание, судя по всему, рассматривается белорусским руководством как некий козырь в каких-то межгосударственных экспортно-импортных и иных спорах с представителями России.
И я бы не делал таких предположений, если бы полутора месяцами ранее в Беларуси не были бы задержаны буквально на ровном месте сотрудники (корреспондент и два автора) российского информационного агентства Regnum Сергей Шиптенко, Юрий Павловец и Дмитрий Алимкин.
В декабре прошлого года официальная Россия не стала поднимать скандал вокруг задержания в Беларуси названных лиц, надеясь на благоразумие белорусской стороны, – и напрасно: добрая воля российского руководства, судя по всему, была воспринята Минском как слабость. В результате мы имеем сегодня решение Минского городского суда об экстрадиции журналиста с российским (!) гражданством в Азербайджан, где этому человеку грозит длительный тюремный срок.
Белорусские власти в силу своих каких-то причин пошли ва-банк и, похоже, добились-таки серьезного осложнения отношений с Москвой. В частности, в минувшую среду глава ФСБ России распорядился установить пределы пограничной зоны в ряде областей РФ вдоль границы с Беларусью. Что заставило некоторых экспертов говорить о начале сворачивания Союзного государства Беларуси и России.
Понятно, что подобные меры Россия приняла не из-за ареста в Беларуси Александра Лапшина, но "по совокупности" – в ответ на целый ряд недружественных по отношению к России и ее гражданам решений белорусского руководства.
И последнее. Лично я не знаком с Александром Лапшиным и допускаю, что он – авантюрист и любитель приключений, который реально нарушил законы Азербайджанской Республики. И вообще – не понятно, на кого работает этот гражданин с несколькими паспортами.
Однако во всей этой истории важны не только право журналиста на свободу слова и соблюдение законности, но также принципы межгосударственных отношений.
И с точки зрения принципов корректного в правовом смысле и уважительного взаимодействия постсоветских государств позиция руководства Беларуси, и ее непонятные игры с судьбами людей, отнюдь не способствующие укреплению отношений со странами-союзниками, выглядят, по меньше мере, странно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.