Рагим Закироглу, Sputnik Азербайджан
Прадед основателя государства Сефевидов шаха Исмаила Хатаи – Шейх Захид Гилани – изначально был похоронен в деревне Сиявер Лянкяранского района.
Но спустя некоторое время уровень Каспийского моря стал подниматься, и появилась опасность затопления могилы, поэтому останки шейха перезахоронили в деревне Шиякеран, и возвели над ней мавзолей.
По прошествии времени шах Исмаил Сефеви отправился в поход на государство Ширваншахов. По пути он посетил деревню Шиякеран, которая в то время входила в состав Путасарского магала. Шах разбил свой лагерь именно в этом месте, чтобы быть ближе к могиле своего прадеда, иметь возможность часто ее посещать и, перезимовав здесь, продолжить поход весной.
Алем армии сефевидов
Наконечник древка боевого знамени армии шаха Исмаила в настоящее время хранится в доме учителя средней школы деревни Шиякеран Юнуса Гуламова. Как рассказал Sputnik Азербайджан сам Гуламов, этот древний предмет называется "алем", что в переводе с арабского значит "наконечник знамени".
"Долгое время у нас считалось, что этот предмет имеет религиозное значение. Скорее всего, это было связано с тем, что на наконечнике есть надпись, где несколько раз упоминается слово "Аллах", – рассказывает Гуламов.
Однако, несколько лет назад сельский учитель решил все же выяснить, чем же на самом деле является этот предмет, и в итоге пришел к выводу, что это наконечник боевого знамени армии Сефевидов.
"Этот алем приблизительно в XVIII веке нашел мой предок, когда работал в поле. Занимаясь посевом, он вдруг обнаружил большой глиняный кувшин, а внутри этот алем и еще несколько других предметов. Сам кувшин был закрыт шкурой животного, что не позволило наконечнику испортиться", – говорит Гуламов.
Cобеседник Sputnik Азербайджан уверен, что это наконечник остался тут после того, как армия Сефевидов прошла через эти территории во время похода на государство Ширваншахов: "Это наконечник однозначно относится к эпохе Сефевидов, потому что на нем отчеканены имена 12 имамов, двух безгрешных женщин (дочерей пророка Мухаммеда и Имама Али), а также имена пророка Мухаммеда и Имама Али. Я выяснил, что уже во времена правления шаха Исмаила II нанесение на навершие знамени имен 12 имамов и безгрешных женщин было запрещено, что было связано с возникновением разногласий между религиозными течениями".
Символ Сефевидов
Вершина алема оформлена в форме трех языков пламени, а чуть ниже, по бокам – двух голов птиц. По словам Гуламова, в некоторых источниках это изображение трактуется как "птица Симург (Феникс), горящая в огне". Сам алем изготовлен из металла, который представляет собой сплав меди и серебра. На конце среднего языка пламени вырезаны четыре круга, что, согласно суфизму, означает четыре стихии – воздух, вода, земля и огонь.
На всех четырех сторонах навершия отчеканен знак, известный под названием "Бута шейха Сефи", а также слово "Сефийуллах" (что означает богоизбранный), что еще раз подтверждает тот факт, что алем принадлежал Сефевидам – убежден собеседник Sputnik Азербайджан.
По его словам, если внимательно приглядеться, то можно увидеть на одной из птиц следы от инструментов, кроме того, некоторые места на навершии были сломаны, а потом восстановлены: Все это говорит о том, что наконечник действительно использовался в боях, во время которых и получал повреждения.
Следует отметить, что единственный образец целиком сохранившегося наконечника древка боевого знамени армии Сефевидов, на котором написано "Сефийуллах", хранится именно в доме Гуламова.