Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
В селе Астанбейли Газахского района находится усыпальница, именуемая в народе "Синий мавзолей", которую посещают паломники не только из различных областей Азербайджана, но также из соседних Грузии, Турции и Дагестана. Все они приезжают, чтобы почтить память и выразить дань уважения 33-му шейху суфийского тариката ("братства") накшибендийе и последнему халифу этого учения по Азербайджану Гаджи Махмуду Эфенди Гарани.
Последний халиф из рода гаранидов
Гаджи Махмуд Эфенди, предки которого восходят своими корнями к другу пророка Мухаммеда Вейсалу аль-Гарани, родился в деревне Астанбейли. Начальное образование он получил у своего отца Вейса, в совершенстве овладел арабским и фарси. Затем он продолжил учебу в Гяндже и Шеки.
Из Шеки он с разрешения своего учителя Мир Хамзы Сейид Нигяри Гарабаги отправляется в Турцию, в город Амасия, где продолжает изучать ислам и суфизм. Там же его избирают халифом по Азербайджану.
Вернувшись в родную деревню, Гарани построил медресе, где начал проповедовать суфизм и читал проповеди, призывавшие верующих не делить друг друга на шиитов и суннитов. За относительно короткий срок он сумел собрать мюридов с территории Азербайджана, Борчалы и азербайджанских территорий, находящихся в настоящее время в Армении.
Гаджи Махмуд Эфенди оказывал помощь единомышленнику своего учителя Шейха Нигяри Шейху Шамилю, а также горским повстанцам, из-за чего был дважды арестован царскими войсками. Однако, царский режим, опасаясь новой волны протестов, которая могла стать следствием ареста человека, обладавшего огромным авторитетом в народе, был вынужден отпустить его на свободу.
О Гарани ходит немало легенд. По одной из них, шейха заключили в крепость в Газахе. Как только он начинал молиться, по воле Всевышнего двери его камеры открывались сами собой, что очень пугало его охранников.
Суннитский шейх, похороненный рядом со своим другом-шиитом
Гаджи Махмуд Эфенди умер в 1896 году. Согласно завещанию, он похоронен на сельском кладбище в Астанбейли, рядом со своим близким другом Сейидом Ясином Ходжани. Верные мюриды возвели над могилой усыпальницу. Строительством руководил зять Гаджи Махмуда Эфенди, житель Дашсалахлы Мустафа бей Миралаев.
Усыпальница высотой в шесть метров имеет квадратную форму, с одной дверью и двумя окнами. Внутри расположены две могилы – слева Гаджи Махмуда, справа – его друга Сейида Ясина.
В советские годы мавзолей несколько раз оказывался перед угрозой полного разрушения. Однако, по словам местных жителей, благодаря магической силе его хозяина, а также стараниям народного поэта Самеда Вургуна, этого удалось избежать.
Наследие шейха
Люди приезжают в Астанбейли для того, чтобы посетить не только могилу Гаджи Махмуда Эфенди, но и его дом и построенный им медресе. Здесь также находится построенная после смерти шейха мечеть.
Дом Гаджи Махмуда был суфийской обителью (дергах), куда мог прийти каждый, независимо от национальности и вероисповедания, погостить, получить еду и крышу над головой, после чего продолжить свой путь.
После смерти Эфенди его мюриды сохраняли дергах до 1930 года. Советская власть ликвидировала суфийскую обитель, а здания дома Эфенди, медресе и мечети использовались как поликлиника, амбар, хлебный цех и клуб. Местные жители не хотели мириться с этим, и чтобы запугать их, ахунда мечети, муэдзина и нескольких жителей деревни поставили к стене мечети и расстреляли…
И только после восстановления независимости Азербайджана дом, мечеть и медресе Гаджи Махмуда Эфенди вновь были возвращены общине.
Из трех сыновей Гарани в Астанбейли жил только самый младший — Ахмед Эфенди. После установления Советской власти он переехал в Турцию, однако, несколько раз ему удавалось тайными тропами переходить на территорию Азербайджана, и с помощью местных жителей перевезти свое имущество и скот. Все, что Ахмед Эфенди не смог забрать, он оставил местным жителям.
Глава религиозной общины мечети Гаджи Махмуда Эфенди Асиф Сейидов сказал в беседе со Sputnik Азербайджан, что после того как все эти строения были переданы местной общине, все жители деревни принимали участие в восстановительных работах.
Более того, жители вернули в дом Эфенди все его вещи, хотя Ахмед Эфенди самолично раздал их людям. Среди этих вещей – медный самовар, ковры, килимы и другие старинные предметы быта.
В доме Эфенди в настоящее время хранится джубба (верхняя одежда – ред.), фес (головной убор – ред.) и часть покрывала Каабы. И хотя прошло уже больше сотни лет, до сих пор одежда Гаджи Махмуда не утратила аромата благовоний…