Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Дональд Трамп после инаугурации, прошедшей 20 января 2017 года, официально стал президентом Соединенных Штатов Америки.
Трамп – фигура весьма противоречивая, от таких как он, никогда неизвестно, чего ждать и в какой момент. И то, что такая личность теперь будет управлять крупнейшей державой, вызывает больше беспокойства, нежели радости.
Даже те, кто еще вчера ратовал за президентство Трампа, сегодня уже задумываются, что ждет мир теперь. Что уж тогда говорить о тех, кто был против него с самого начала, таких, как министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
В частности, не успел еще Трамп разместиться на новом месте и привыкнуть к новому кабинету, а глава МИД Германии уже разразился статьей о том, что с избранием Дональда Трампа президентом США миропорядку ХХ века пришел конец и впереди нас всех ожидают сложные времена.
Конечно, считать Штайнмайера правым, тем более что он политически левый, пока рано. Ведь вполне возможно, что Трамп очень и очень скоро продемонстрирует миру себя в качестве вполне достойного президента, способного решить проблемы не только своей страны, но и помочь другим государствам. Причем именно помочь, а не сотворить то, что называлось помощью при администрации Барака Обамы.
Хотя в то же время глава МИД отметил, что ждет от нового президента США "партнерства на равных", важными пунктами которого станут свободная торговля, совместная борьба с терроризмом и трансатлантическое сотрудничество под эгидой общих ценностей.
Впрочем, ставят точку на миропорядке в Германии не все. Сама канцлер страны Ангела Меркель не во всем согласна со Штайнмайером, который, надо заметить, в скором будущем вполне может стать президентом Германии. В своем выступлении в связи с инаугурацией Трампа она заявила, что намерена искать компромиссы с новой администрацией США, и в первую очередь, по ее словам, тут речь идет о военных расходах и торговом сотрудничестве.
Не рвутся противиться президентству Трампа и в Англии. Несколько дней назад пресс-секретарь новой администрации Трампа Шон Спайсер заявил, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй 26-27 января встретится с новым главой Белого дома. Эта встреча интересна еще и тем, что некоторое время назад Мэй огласила свой план по выходу Британии из ЕС, который, надо отметить, был довольно жестким.
Уже сегодня в экспертном сообществе бытует мнение, что, выйдя из Евросоюза, Великобритания обретет большую свободу действий, и это позволит ей в каком-то смысле начать диктовать свои условия оставшимся странам ЕС. Понятно, что пока сам Трамп окончательно своей позиции по поводу будущего данной структуры еще не озвучил, но, тем не менее, находятся те, кто считает, что Англия впредь намерена оказывать влияние на его позицию в отношении различных вопросов мировой политики.
Большие надежды на Трампа возлагает и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который собирается в ближайшее время обсудить с новым американским лидером вопросы противостояния "угрозе со стороны иранского режима".
Иранский вопрос, а в частности, сделка по ядерной программе ИРИ, был главным камнем преткновения в отношениях Нетаньяху с Обамой. Нынешний израильский премьер являлся ярым критиком соглашения, заключенного "шестеркой" международных посредников (5+1 – США, Россия, КНР, Великобритания, Франция и Германия) с Ираном.
Надо отметить, что в этом вопросе иранская сторона уже сыграла на опережение. За несколько дней до инаугурации Трампа заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи заявил, что Тегеран не будет пересматривать условия соглашения по атому с новой администрацией США.
У самой администрации Трампа, кстати говоря, среди вопросов, требующих срочного внимания, Иран пока не значится, но, как известно, все может измениться в считанные часы, на что, видимо, и рассчитывает Нетаньяху. И что же будет тогда? Волнений по этому поводу у официального Тегерана море, но некоторые востоковеды спешат их успокоить, утверждая, что, если даже вдруг Трамп действительно захочет пересмотреть данную сделку, осуществить это будет не так-то просто, так как Иран подписывал соглашение не только с США.
Общения с Трампом жаждет и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который уже планирует визит в США, в ходе которого намерен обсудить с новым американским президентом ситуацию на Ближнем Востоке. Предвыборные заявления Трампа об устарелости НАТО не прошли мимо ушей турецкой власти, и она в последнее время весьма заметно начала дрейфовать от альянса в сторону России и Китая. Да и в Европейский союз Турция уже особо не рвется, так как вся беспочвенность ее надежд в отношении этой структуры в последнее время стала все более очевидной. Кроме этого, стал весьма заметен раскол между Турцией и Европой, и теперь турецкий лидер хочет понять, чего ему ждать от новой администрации США.
Одним словом, более четкого понимания политики новой администрации США сегодня ожидает множество стран. И хотя Трамп пока хранит молчание, тем не менее, уже сейчас понятно, что новый американский лидер еще продемонстрирует Европе свой характер.