Первое, что приходит на ум при слове Шанхай, это, конечно же, Китай. Однако мы хотим рассказать вам не о китайском, а азербайджанском "Шанхае".
Сама история названия поселка "Шанхаем" уже обросла легендой. Говорят, когда этот поселок только появлялся, один из его пожилых жителей – дед Салман поехал в Шанхай, тот самый, что в Китае. По возвращении все просили его описать город, который он посетил, а дед Салман, оглядевшись вокруг, сказал: "Шанхай похож на наш поселок. Что там, что здесь – одно и то же".
Шло время, и число жителей поселка продолжало неизменно расти. Сегодня в "Шанхае" живут тысячи людей. Если, конечно, это можно назвать жизнью…
"Каждую ночь я засыпаю в страхе"
Трущобы вдоль железнодорожных линий появились по всей стране еще в 50-х годах прошлого века. Строились они буквально в паре метров от полосы.
Как рассказали Sputnik Азербайджан сами жители поселка, аварии и несчастные случаи тут не редкость. Но больше всего они боятся, что в однажды один из поездов сойдет с рельсов и въедет прямо в дома.
Тетя Марифа живет в поселке с 1975 года. Даже в самые тяжелые времена, когда тут не было ни света, ни воды, она и не думала покидать это место: "Мы живем тут годами, это наше гнездо. Нам будет сложно прижиться в другом месте".
Сегодня, по словам женщины, большинство проживающих в поселке мужчин не могут найти работу, поэтому их семьи переживают материальные трудности. Сама она живет на пенсию, да и ее выдают с опозданием. "Вот и новый год пришел, но никто про нас и не вспомнил. Ни помощи не оказали, ни даже пенсии не выдали. А мужчины наши сидят дома. Пусть лучше возьмут и выбросят их в море – хотя бы будем знать, что мужчин у нас нет", – негодует тетя Марифа.
Мало им всех этих проблем, так еще и поезда превращают жизнь в сущий ад: "Шум действует нам на нервы. Надоело уже. 17 лет мы слышим о том, что дома снесут, а жителям выплатят компенсацию. Но воз и ныне там".
Женщина жалуется, что каждую ночь раз при звуке поезда ее обуревает жуткий страх: "Кажется, что еще немного, и составы ввалятся прямо в наш дом".
Парня разорвало на несколько частей
А Исмаилу всего 18 лет, и сколько он себя помнит, всегда слышал о том, что поселок снесут. "Дожили до того, что туристы приходят сюда посмотреть на нас. Приходят и снимают, как мы тут живем", – возмущается молодой человек.
Прогуливаясь по улицам "Шанхая", невозможно освободиться от странного ощущения беспокойства и даже паники. Идет поезд, и земля под ногами вдруг начинает трястись, кажется, еще немного, и состав прижмет тебя к стене. Про сами улицы говорить и не приходится – повсюду сточные воды, мусор, зловоние…
По приезде в "Шанхай" мы застали работы по замене старых шпал на новые на одном из участков железной дороги. Как оказалось, ремонт дорого обошелся местным жителям. Так, водопроводную трубу, которую соседи провели для тети Офелии, просто сломали и выбросили.
"Я больной человек, перенесла наркоз, нет у меня ни сына, ни дочери – вообще никого. Трубу мне провели дети соседа Газанфара. И все знают, как я живу. Почему так со мной поступили?", – жалуется бедная женщина.
Соседи говорят, что тетя Офелия живет в "Шанхае" 45 лет. Недавно ее ударила машина, она перенесла операцию. Пожилую больную женщину холодной зимой лишили воды, все, что она смогла сделать — это выйти на улицу и просить о помощи …
Илькин учится 8-м классе. Он рассказывает, как недавно поезд разорвал на четыре части 18-летнего парня: "Одну ногу мы нашли за километр отсюда. Его мама сошла с ума".
По словам мальчика, аварии здесь – обычное явление. Дороги узкие, и водители не всегда чувствуют приближение поезда. В последний раз состав протаранил и протащил такси на сто метров. "Если бы водитель не успел выпрыгнуть из машины, точно бы погиб. Такое тут часто случается, поэтому на перекрестке мы прибили табличку с надписью: "Берегись поезда", – рассказывает Илькин.
А что говорит закон?
Глава отдела по связям с общественностью ОАО "Азербайджанские железные дороги" Севиндж Гадирова сказала Sputnik Азербайджан, что по всей республике вдоль железных дорог существует 2839 незаконных построек. Из них 818 приходится на нежилые территории, 2021 – жилые. По ее словам, 881 дом подлежит срочному сносу, окончательное решение по этому вопросу должен принять Кабинет министров АР.
"Из 2839 домов, незаконно построенных вдоль железнодорожной полосы, 1898 приходится на Баку. В поселке возле второго железнодорожного блокпоста в Беюк Шоре (который в народе именуют "Шанхай") имеется 215 незаконных построек", – сказала Гадирова.
Отметим, что в соответствии с требованиями закона "О транспорте", Земельного кодекса АР и Положения "О Министерстве транспорта", 23 февраля 2005 года Кабинет министров принял решение под номером 33 об утверждении "Правил землепользования железнодорожного транспорта и специальной защитной зоны железной дороги" и "Правило отвода земель для железных дорог и санитарно-защитной зоны".
В одном из разделов говорится, что в пределах специально-защитной зоны могут проводиться только работы, связанные с укреплением железнодорожных объектов. Какие-либо другие хозяйственные работы в специально-защитной зоне запрещены.