"Что это?— спросите вы. — Зачем выдавать желаемое за действительное?". Но дело в том, что эти факты – чистая правда. Только победы эти происходили не в большом футболе (в котором результаты российской сборной пока что не радостны), а в мини-футболе. В уходящем году на чемпионате мира в Колумбии сборная России показала ошеломляющий результат, впервые в истории добыв серебро мирового первенства.
Корреспондент Sputnik Лев Рыжков встретился с президентом Ассоциации мини-футбола России, членом Исполкома РФС, членом комитета УЕФА, доктором педагогических наук Эмилем Алиевым. Мы поговорили о секретах спортивных побед и, поскольку Эмиль Гуметович уроженец Баку – о родном Азербайджане.
Стихии вопреки
— Эмиль Гуметович, сборная России по мини-футболу привезла с мирового первенства серебряные медали. Как долго их не было?
— В 1996 году наша сборная была бронзовым призером чемпионата мира. И вот, после двадцати лет – такой рост. Хотя на Европейском континенте мы – всегда в тройке призеров, получаем бронзовые и серебряные медали. В 1999 году после победного гола Константина Еременко наша сборная стала чемпионом Европы.
— Победное выступление на кубке мира в Колумбии стало результатом везения? Или все было закономерно?
— На этом чемпионате мы попали в очень жесткую турнирную сетку, и уже в четвертьфинале мы должны были играть с нашим основным соперником по чемпионату мира – со сборной Испании, с нашим "обидчиком" на всех чемпионатах Европы. Мы выстроили такую стратегию, что этот матч для нас будет финальным – хотя по факту он был четвертьфинальным. Мы готовились к этому матчу, начиная с первого дня сборов.
Было очень много сложностей. Было большое количество перелетов – мы постоянно играли в разных городах, совершили за двадцать шесть дней тринадцать перелетов – а это большая нагрузка для футболистов. Один раз попали в землетрясение. Нам пришлось ночью выезжать из отеля и перебираться в другое место, так сильно трясло. Толчки мы ощутили за ужином — пришлось даже выбегать из-за столов на улицу.
— В общем, даже удары стихии не смогли справиться с волей российских мини-футболистов к победе?
— Как говорят в России: чем хуже, тем лучше. Чем сложнее, тем нашим ребятам и лучше. Эти ситуации позволили мобилизоваться, настроиться и четко выполнить весь наш план. Впервые в истории мы обыграли сборную Испании с крупным счетом 6:2. Сборная Испании была повержена, осталась за бортом, без медалей, и опустилась в рейтинге УЕФА на второе место. А вот сборная России занимает первое место впервые, что очень почетно.
Для справки, обыграть в основное время Испанию удалось впервые. До этого была еще победа по пенальти в 1999 году, была победа в Антверпене, на чемпионате Европы 2014 года – в дополнительное время. И вот сейчас обыграли в основное время. И впервые с разницей более чем в два мяча.
— А дальше дойти до финала было уже, наверное, не сложно?
— Не сказал бы. В полуфинале мы встречались со сборной Ирана. А в четвертьфинале она обыграла бразильцев! Это фиаско Бразилии тоже стало для всех неожиданностью. Иран мы победили, но этот результат дался нам большими нервами и напряжением.
А в финале нам немного не повезло. Мы могли выиграть и этот матч. Но Аргентина – это все-таки футбольная страна, которая родила и Марадону, и Месси. Мы проиграли со счетом 4:5. Но дальше будем стараться только выигрывать.
Секрет побед и поражений
— А почему у сборной по большому футболу так не получается?
— Кризис большого футбола начался после 2008 года. Тогда под руководством Гуса Хиддинка и Виталия Мутко наша сборная прекрасно выступила на чемпионате Европы. Но часто бывает, что по достижении определенного результата происходят какие-то перемены в управлении. Ушел Хиддинк, ушел из Российского футбольного союза Мутко, и результаты большой сборной скатились вниз.
— Надеюсь, не окончательно?
— Я думаю, что это – процесс временный, волнообразный. Мы знаем, что те же проблемы есть в Голландии, в некоторых других европейских странах. Голландские футболисты, голландская школа одно время были на пике. А сегодня это все скатилось. Сейчас вперед вышли англичане, немцы, испанцы, итальянцы, а голландцы ушли в тень.
А в российский футбол вернулся Виталий Мутко. Он знает все проблемы. Думаю, что мы сможем быстро восстановить высокий уровень.
— За какое время?
— Я думаю, в течение четырех-пяти лет. Это небольшой срок. Что-то будет нужно восстановить, а что-то и выстроить заново. У нас сегодня строятся прекрасные стадионы. Я думаю, что чемпионат мира 2018 года, который пройдет в России, даст новый импульс развитию футбола. Будет приток талантливых детей. Увеличится общее количество занимающихся, а, значит, если пользоваться категорией перехода от количества к качеству, процесс пойдет.
— Скажите как практик – в чем секрет успеха мини-футбольной сборной?
— У нас есть стратегия. У нас на протяжении двадцати пяти лет не меняется руководство. Сегодня почетным президентом является основатель российского мини-футбола Семен Николаевич Андреев. Бразды правления он передал мне пять с половиной лет назад. Но у нас не меняется генеральная линия управления сборными командами и вообще всем российским мини-футболом. Поэтому сегодня наш чемпионат входит в тройку лучших чемпионатов мира. И, конечно, очень важна для нас всесторонняя поддержка Министерства спорта, Российского футбольного союза и лично Виталия Мутко.
Кладовые талантов
— На кого ставите больше: на легионеров или на собственных воспитанников?
— У нас в чемпионате играют прекрасные легионеры, настоящие звезды. Но есть очень жесткая квота на иностранцев. Мы даем возможность нашим российским ребятам играть и в чемпионате, и в сборных командах. Поэтому сегодня мы играем в финале чемпионата мира впервые за свою двадцатипятилетнюю историю. Четкая, слаженная работа всей мини-футбольной общественности позволяет нам черпать ресурсы из регионов – с Урала, Западной Сибири, Санкт-Петербурга, Подмосковья, где очень хорошо поставлена работа по воспитанию резерва.
— Как часто происходит ротация состава сборной?
— Постоянно! Нельзя жить так, что у нас сегодня – талантливая сборная, потом она сходит, и нам нужно пять-шесть лет, чтобы дождаться новой. Нет! Тогда результата никогда не будет. Каждые два года сборная должна омолаживаться, хотя бы на двух-трех игроков. И, конечно, всегда должен четко работать резерв – а это молодежная сборная. Она должна все время тренироваться, играть. А за ней — и юношеские сборные. Вся система, вся пирамида должна работать.
— Наверняка у вас есть какие-то программы, проекты, которые привлекают молодых спортсменов?
— Ассоциация, конечно же, ведет социальную работу. У нас есть большие проекты "Мини-футбол – школы", "Мини-футбол – вузы". Они поддержаны президентом и премьер-министром. Сейчас мы охватили 20% школ страны, это более миллиона (!) мальчиков и девочек, юношей и девушек ежегодно. То есть дети играют в мини-футбол в системе общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Оттуда мы и черпаем таланты.
И сегодня эти проекты работают не только на мини-футбол, но уже и на большой футбол. Сегодня агенты, скауты, которые ищут талантливую молодежь, приезжают на всероссийские, межрегиональные, региональные финалы, и видят там молодых людей, детей, которые занимаются, делают свои первые шаги в мини-футболе и приглашают их в большой футбол.
— Наверняка в этой сфере существует и международный опыт?
— В Бразилии дети до двенадцати лет занимаются футзалом, мини-футболом. И после этого рождаются уникальные звезды. Потому что бразильцы поняли, что до 11-12 лет ребенку нужно давать возможность сыграть на ограниченном пространстве, не запуская его в большие просторы. И после этого идет разделение уже в зависимости от того, у кого больше физических возможностей.
В футболе все-таки нужно уметь пробегать в день во время матча около 10 километров. А есть мини-футболисты, которые обладают великолепной техникой, но не обладают тем здоровьем, которое нужно для большого футбола. А мини-футбольные нагрузки подобны баскетбольным, гандбольным, ну, может быть, отчасти хоккейным. Есть смены, и люди играют по 3-4 минуты, потом имеют возможность отдохнуть.
Передышка и подготовка
— Какие победы планируете на 2017 год?
— 2017 у нас будет годом передышки. Будем готовиться к чемпионату Европы в Словении, в Любляне. Для того чтобы участвовать там, мы должны пройти отбор, который состоится в Турции в апреле. Мы надеемся, что пройдем. И это будет самым, наверное, важным направлением деятельности.
Также мини-футбол уже начинает подступаться к Олимпийским играм, и в 2018 году в Буэнос-Айресе, в Аргентине пройдут юношеские Олимпийские игры, куда наша сборная, как среди мальчиков, так и среди девочек, должна будет пройти европейский отбор. Это будет юношеская сборная, до 18 лет. И мы надеемся, что будем принимать участие. Вот такие задачи, что касается сборных на 2017 год.
— В России когда-нибудь пройдет чемпионат мира по мини-футболу?
— Мы умышленно не подавали заявку и тем самым отказались от чемпионата мира 2020 года. У страны – большое финансовое напряжение, связанное с чемпионатом мира по футболу 2018 года. К тому же в 2020 году в Санкт-Петербурге пройдет один из этапов чемпионата Европы по футболу. Думаю, возможна организация чемпионата мира в 2024 году.
— Какое, по-вашему, главное препятствие для принятия решения чиновниками ФИФА?
— Москва входит в пятерку самых дорогих городов мира. Сочи, Казань, Санкт-Петербург — тоже не дешевые города, а в ФИФА сегодня тоже умеют считать деньги. Я думаю, легче провести в нашей стране чемпионат Европы.
Путь в Европу
— В Азербайджане часто бываете?
— В последний раз — в июне. Я был на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в рамках Конгресса азербайджанских диаспор. Я считаю, что президент делает большое дело, собирая всех видных азербайджанцев, которые живут в различных уголках мира. Они получают возможность общаться, обмениваться опытом. Думаю, что Азербайджан будет развиваться путем своих вот таких неформальных послов, которые находятся в любых точках мира и несут позитив после таких встреч.
Я считаю крайне важным, что вся команда руководства страны сегодня работает над тем, чтобы Азербайджан процветал, чтобы о нем узнавали и в Европе, и в мире. Не случайно в Азербайджане происходит очень много спортивных событий. Он уже принимает такие крупные соревнования как "Формула-1", Всемирные юношеские Олимпийские игры, Евровидение, если не касаться спорта. В общем, большие события регулярно проходят сегодня в Азербайджане.
— Детство вы провели в Баку. Ваше самое любимое место в городе?
— Мое детство было счастливым, радостным и беззаботным. В Баку я помню прогулки по бульвару. Сегодня бульвар изменился, естественно. Сейчас его хотят сделать самой большой набережной в Европе, замкнуть вокруг всего Абшеронского полуострова. И в отношении красоты и благоустройства многое делается президентом страны Ильхамом Алиевым и его супругой – первой леди Мехрибан Алиевой. Это всем заметно.
— Что вы пожелаете землякам в Новом году?
— Конечно, крепкого здоровья и процветания. В Азербайджане есть все для того, чтобы быть счастливым. Думаю, что Азербайджан в ближайшие годы станет серьезным европейским государством. Потому что есть все ресурсы для развития инфраструктуры страны.
Я хотел бы пожелать, чтобы молодые азербайджанцы, получающие образование за границей, возвращались в Азербайджан. Потому что именно силами молодого поколения будет строиться базис для дальнейшего процветания страны.
Я знаю, что руководство наших стран делает все для того, чтобы в Азербайджане активно развивался русский язык. Попытки отказаться от русского языка были утопией. Я считаю, что русский язык обогащает любую нацию. Он дает азербайджанцам возможность учиться в российских вузах. И думаю, что только вектор на интеграцию, на дружбу и взаимопонимание между странами позволит Азербайджану сделать более качественный шаг вперед и обогатить свое молодое поколение накопленным в России опытом.