БАКУ, 26 дек — Sputnik. Российские ВКС и силы регулярной сирийской армии постепенно выдавливают бойцов террористической организации "Исламское государство" (ИГ) с занятых ранее территорий.
Исламистам приходится воевать и с западной коалицией, и с ВС Ирака, штурмующими Мосул, и турецкими военными, проводящими контртеррористическую операцию на севере страны. А кроме того, серьёзно сократилась финансовая помощь со стороны спонсоров — государств Персидского залива.
В этих условиях многие боевики, в том числе уроженцы стран Центральной Азии спешат вернуться домой, предпочитая падающим на голову артиллерийским снарядам возможное уголовное преследование на родине.
Это дало возможность исследователям изучать биографии, материалы следствия и заявления боевиков в ходе судебного процесса, дабы составить некий социальный портрет кандидата в террористы.
И вопреки расхожему мнению, жители ЦА редко идут в радикалы, находясь в ситуации крайней нужды.
"Реконструкция биографий граждан, ушедших в ИГ, показывает, что финансовый мотив в чистом виде никогда не доминирует. За время своего исследования я ни разу не встречался с тем, чтобы человек реально сталкивался с бедностью или с ситуацией, когда ему или его семье угрожал реальный голод", — прокомментировал Sputnik Таджикистан эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Мендкович.
По его словам, вступление в ряды ИГ из-за долгов, то есть обычное наёмничество, характерно для Ливии,Туниса, Египта и сопредельных стран, когда человек буквально оказывался в долговой кабале.
Сложное финансовое положение либо кажущееся отсутствие жизненных перспектив являлись, скорее, общим социальным фоном. Катализатором бегства в Сирию, по мнению Мендковича, чаще становилась некая стрессовая бытовая ситуация, ставшая пиком жизненного кризиса человека.
"У меня есть несколько зафиксированных случаев, когда уходу в ИГ предшествовали личные конфликты. В том же Таджикистане я наблюдал 6 явных случаев депрессивных состояний, из них 4 — связанных с проблемами в семье. Развёлся — вступил в ИГ! Поругался с родителями — вступил ИГ! Конкретный пример: отец заставил сына бросить учёбу в университете и вернуться домой. Он учился на первом курсе МГУ, а в итоге стал рабочим пекарни. Можете представить, что для него это настоящая трагедия ", — поясняет эксперт результаты своего исследования.
В целом, для региона довольно характерна ситуация, когда молодые люди, не сумев получить востребованное образование или освоить желаемую профессию, начинают "самореализовываться" в терроре.
"Скажем, в Казахстане существует проблема переизбытка квалифицированных специалистов. Так, молодой человек на третьем курсе юридического факультета понимает, что, даже закончив учёбу с золотой медалью, не найдёт работу по специальности. Другой случай — человек хотел делать военную карьеру, а его исключили из военного училища", — пояснил Никита Мендкович Sputnik Таджикистан.
Речь идёт о комплексном изучении биографии более чем 20 индивидов, выехавших в ИГ. Исследование конструировалось на основе рассказов родных, односельчан, интервью вернувшихся домой либо показаний на суде.
Мечты о справедливости
Что касается иного популярного мнения, дескать, ряды исламистов пополняют неуравновешенные одиночки, которым "промыли мозги" вербовщики ИГ, то это тоже не соответствует истине.
Подобные индивиды могут стать кандидатами в террористы-смертники, но на роль строевых бойцов "армии Халифата" не годятся вовсе.