Шахпери Аббасова, Sputnik Азербайджан
Своеобразные традиции, уклад жизни, сложившиеся в Ивановке столетиями, отличают это молоканское село от всех остальных в Азербайджане. Ивановка отличается буквально всем – и своими домами, и мировоззрением жителей, и традициями приема гостей.
Первое, что бросается в глаза при въезде в село – чистота и аккуратность во всем. Грязь, слякоть, пыль, скотина, бредущая посреди дороги – привычное зрелище для большинства деревень, но не для Ивановки. Стиль, в котором построены дома в этом селе, также отличается своеобразием, да выстроены здания вдоль дороги, словно по линейке.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что люди в Ивановке, как и сама здешняя природа, суровые и холодные.
"Сегодня в Ивановке, наравне с русскими, живут лезгины и немного азербайджанцев. Хотя все живут в одной деревне, люди очень отличаются друг от друга своими национальными, культурными ценностями и традициями", – рассказывает в беседе со Sputnik Азербайджан житель села Михаил Жабин.
По его словам, люди в Ивановке более всего придерживаются семейных ценностей. "Русские девушки крайне редко выходят замуж за представителей других национальностей", – говорит он.
При этом Жабин отмечает, что молокане вообще далеки от веяний моды, стараются придерживаться традиционного уклада жизни: "Они считают своим долгом сохранить национальные традиции, заложенные предками веками назад".
Еще одна отличительная черта села, продолжает местный житель, заключается в том, что люди живут как равные – дом рабочего или шофера никогда не отличишь от дома председателя колхоза: "Пара роскошных домов, что вы видите тут, принадлежат жителям столицы. Они купили в Ивановке землю и построили здесь себе жилье".
Жабин рассказал и об истории родной деревни. Ивановка была основана в 1847 году молоканами, прибывшими на территорию Азербайджана из царской России. Имя селу дал ее основатель – Иван Першин.
Тут следует отметить, что последователей молоканского движения подвергали гонениям за отрицание рукотворных храмов, образов, поклонения кресту, крестного знамения при молитве и других традиционных для православия обрядов и атрибутов. Выселение молокан на территорию Южного Кавказа, в том числе в Азербайджан, началось в 30-х годах XIX века.
Молоканские общины сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создать процветающие многоотраслевые хозяйства. За несколько поколений они стали практически местным населением.
Наблюдаемый в последние годы отток населения из деревень в города не обошел стороной и Ивановку. В настоящее время в селе проживает более трех тысяч человек, которые в основном занимаются виноградарством, земледелием и животноводством. Вино, сыр и другие продукты, производимые в этой деревне, пользуются спросом на рынке страны. Здесь работает несколько цехов, завод, функционирует и парк отдыха.
Отметим, что в 1996 году, когда по стране проводилась земельная реформа, проживающие в селе русские и лезгины приняли совместное решение сохранить колхоз и продолжать работать в рамках совместной хозяйственной системы. Колхозу присвоено имя Николая Васильевича Никитина, который возглавлял его в течение 41 года.