В последние несколько месяцев российско-азербайджанские отношения заметно потеплели и даже получили некое развитие. О том, какими они будут дальше, Sputnik Турция в эксклюзивном интервью рассказал министр таможни и торговли Турецкой Республики Бюлент Тюфенкчи.
- Как можно охарактеризовать уровень развития российско-турецких отношений в экономической сфере?
— В июле, то есть спустя восемь месяцев после того, как в ноябре прошлого года произошло ухудшение наших отношений с Россией, лидерами наших стран был начат процесс нормализации отношений, основой для которого послужили взаимные послания, сделанные в положительном ключе.
9 августа 2016 года в Санкт-Петербурге в присутствии делегаций на высшем уровне состоялась встреча нашего президента Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным. Обе страны сделали важный шаг на пути к нормализации отношений. Вслед за этим сразу последовали положительные изменения в этой сфере.
В связи с этим 28 августа 2016 года Россия возобновила чартерное авиасообщение с Турцией. 11 октября 2016 года Россия отменила ограничения на импорт для 5 из 18 наименований товаров, в отношении которых действовали санкции. Были отменены санкции на поставки апельсинов, мандаринов, абрикосов, персиков и слив. Были заключены соглашения в энергетической области. Таким образом, мы видим, что сближение в политической сфере весьма положительно отражается на экономических отношениях. При такой динамике мы ожидаем значительного роста торгового оборота.
Россия, куда больше всего экспортируется произведенных у нас в стране фруктов и овощей, а главным образом речь идет о цитрусовых, является для нас важным рынком сбыта. Примерно 40% от общего объема экспорта фруктов и овощей приходится на эту страну. 35% экспорта турецких цитрусовых приходится на Россию, которая занимает, таким образом, первое место. Также Россия стоит на первом месте по экспорту мандаринов, лимонов и грейпфрутов. Если говорить об экспорте апельсинов, то тут Россия является для нас вторым по величине рынком.
Все проблемы в отношениях с Россией мы постепенно оставляем позади. Процесс нормализации отношений начал положительно отражаться на нашем плодоовощном секторе. Список турецких товаров, на импорт которых Россия ввела запрет, большей частью включал в себя свежие фрукты и овощи. В период с января по ноябрь 2015 года доля товаров, попавших под запрет, составила 46% от нашего совокупного экспорта в Россию. Сейчас российский рынок снова открыл свои двери. Однако мы продолжаем вести переговоры с правительством России и знаем, что в самом скором времени будут сняты ограничения на торговлю нашими товарами, которые были в санкционном списке.
Если посмотреть на ситуацию в торговле с Россией после отмены санкций на импорт пяти видов продукции, то можно увидеть, что ситуация постепенно налаживается. Общий объем экспорта, реализуемого нами в Россию, начиная с октября по сравнению с предыдущим месяцем продемонстрировал рост в 24%, в ноябре за аналогичный период времени этот показатель вырос на 36%. В долларовом исчислении общий объем экспорта вновь разрешенной продукции в Россию составил 101,9 миллиона долларов.
В период с января по ноябрь 2015 года в Россию был осуществлен экспорт запрещенных с января 2016 года товаров на сумму 590,4 миллиона долларов. В течение двух месяцев после того, как 11 октября 2016 года был снят запрет на импорт некоторых наименований товаров, наша страна осуществила экспорт на общую сумму 101,9 миллиона долларов, из которых 79,9 миллиона долларов пришлось на экспорт мандаринов, 21,9 миллиона долларов и 111 тысяч долларов – на экспорт апельсинов и слив соответственно.
Россия является одной из тех стран, с которыми у нас налажены самые интенсивные и выгодные отношения. Турция и Россия – это две страны, которые связывают общая территория, богатые исторические и культурные связи. Наши отношения, основанные на двухстороннем сотрудничестве, были подвержены серьезному испытанию, которого никто не хотел, однако благодаря желанию и стремлению российского и турецкого народов обе страны положили новое начало отношениям.
Наш экспорт, главным образом это касается сектора овощей и фруктов, начал набирать обороты, а у России исчезла потребность закупать фрукты и овощи из далеких стран по высокой себестоимости. Сохранение различных ограничений в отношении некоторых видов нашей продукции отрицательно сказывается на российской экономике. Следовательно, полная отмена санкций в отношении нашего экспорта является необходимым шагом, отвечающим интересам как нашей страны, так и России.
Для нашей страны первоочередным является устранение слабых мест таких секторов экономики как продовольственный сектор, туризм, строительство и автомобилестроение, которые пострадали в недавнем прошлом. Для российской экономики на первом месте стоят инвестиции в энергетический сектор и увеличение экспорта энергоносителей в страны Запада. Стали вестись работы по переходу к реализации проекта атомной электростанции "Аккую", необходимого для повышения объема российского экспорта и укрепления позиции нашей страны в логистике. 10 октября 2016 года состоялось подписание соглашения по проекту газопровода "Турецкий поток".
Мы можем сказать, что наши политические и экономические отношения с Россией, нашим самым близким торговым партнером на протяжении долгих лет, укрепятся, и мы быстро сможем преодолеть последствия событий негативного характера, которые произошли в конце 2015 года, аналогично тому, как мы это делаем в других трудных ситуациях.
- Чего можно ожидать в наступающем году от двусторонних экономических отношений? Как идет процесс разрешения вопросов в области таможни?
— Мы будем тесно сотрудничать с Россией по таким направлениям, как процесс нормализации отношений, отмена визового режима, налаживание условий для туризма, повышение торгового оборота двух стран до 100 миллиардов долларов, оптимальное сотрудничество по политическим вопросам с учетом чувствительных моментов для обеих стран, сотрудничество по энергетическим проектам и финансирование из средств совместно созданного двумя странами фонда инвестиционных проектов, которые будут ориентированы на третьи страны.
Как известно, в начале октября состоялось 14-ое заседание смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе которого был подписан протокол. Подписание данного протокола стало важным шагом с точки зрения возврата к уровню отношений, который был до ноября 2015 года. Вместе с Россией мы продолжаем быстро и слаженно работать над соглашением о свободной торговле, которое охватывает сферу услуг и инвестиционный сектор. Наша цель – это ратификация данного соглашения о свободной торговле до конца 2017 года и создание зоны, где не будет никаких барьеров для ведения торговли с Россией.
К тому же наше ведомство продолжает работать над вопросом создания Упрощенного таможенного коридора с Россией с тем, чтобы установленные в двусторонней торговле процедуры осуществлялись быстрее и эффективнее, насколько это возможно. Использование системы осуществляется абсолютно на добровольной основе. В рамках данной системы предусмотрено предоставление различных льгот при проведении внешнеторговых операций компаниям, которые ранее уже предоставляли таможенным органам информацию о поставляемой продукции.
Таким образом, предполагается, что, воспользовавшись Упрощенным таможенным коридором, проектом, призванным повысить конкурентоспособность Турции в экспортном деле, наши экспортеры, которые ранее уже предоставили необходимые данные таможенным органам, смогут получить таможенные льготы в виде приоритета на пунктах таможенного контроля, упрощенных таможенных процедур, которые сокращают время таможенного оформления и освобождение от таможенного досмотра.
Я верю, что в случае реализации проекта Упрощенного таможенного коридора позитивные изменения в таможенной сфере будут способствовать развитию наших отношений как в политике, так и в экономике. Я выражаю надежду на то, что в предстоящем будущем объем осуществляемой в рамках данного коридора торговли, увеличится, а процент использования данного коридора будет расти.
Также нашей целью является создание нашей страной и Россией совместного инвестиционного фонда. Его создание будет происходить посредством встреч Инвестиционного фонда России и Инвестиционного фонда Турции. Турецко-российский инвестиционный фонд, в который стороны внесут по 500 миллионов долларов, то есть целевой объем которого составит 1 миллиард долларов, будет играть активную роль в проектах на территории третьих стран, в которых примут участие наши и российские компании. При необходимости его целевой объем будет увеличен.
Кроме того, мы ведем работу по началу использования при расчетах во взаимной торговле лиры и рубля, ведь это создаст определенные преимущества как для нашей страны, так и для России. Использование национальной валюты при торговле с Россией будет способствовать росту нашего торгового оборота и дальнейшему углублению наших экономических отношений.
Вы знаете, что сотрудничество в энергетической сфере также является одним из ключевых вопросов повестки дня в отношениях с Россией. Заключенные соглашения по строительству атомной электростанции "Аккую" и газопровода "Турецкий поток" говорят о том, какое значение придают страны друг другу. Снова должны ускориться работы по реализации в Мерсине проекта строительства АЭС "Аккую". Обе стороны хотят придать ускорение работе в области атомной энергетики. Мы планируем завершить строительство к 2023 году.
Кроме того, во время состоявшегося в Стамбуле 23-го Всемирного энергетического конгресса президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписали соглашение о строительстве газопровода "Турецкий поток". В скором времени президент Турции его ратифицировал. После того как российская сторона также завершит процесс ратификации соглашения, в 2018 году начнется строительство газопровода, и завершится оно, согласно плану, в конце 2019 года.
В настоящее время в отношениях с Россией все возвращается на прежние места, и я могу сказать, что мы сумеем построить еще более крепкое экономическое сотрудничество.
- Как вы оцениваете перспективы реализации крупномасштабных совместных проектов двух стран?
— Турция и Россия – это две взаимодополняющие друг друга региональные силы. Этот вывод можно сделать, принимая во внимание исторические связи и политические традиции двух государств. Всякий раз, когда между двумя странами достигалось единство взглядов и мнений в политической сфере, это оказывало положительное воздействие не только на региональном, но и на международном, глобальном уровне. Благодаря этому была сформирована устойчивая политическая традиция и общая память между нашими странами, которая определяет наше стремление выстраивать двусторонние отношения, ориентируясь на долгосрочную перспективу и не замыкаясь на временных сложностях.
С учетом этого, я полагаю, что часто употребляемое сегодня понятие "нормализация" не вполне соответствует той формуле построения отношений, о которой я говорил выше. Поскольку, когда стороны стремятся к поддержанию долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества, их взаимодействие всегда будет складываться соответствующим образом, даже если время от времени их отношения и будут переживать периоды спада.
2016 год, как известно, стал годом совместных российско-турецких проектов, в особенности, начиная со второго полугодия, мы проделали работу, плоды которой, без сомнения, повлияют как на наши двусторонние отношения, так и на ситуацию на международной арене. За этот период был подготовлен целый ряд пакетов законопроектов и постановлений, главные из которых касались вопросов либерализации визового режима в отношении граждан двух стран, возобновления чартерных перевозок, сотрудничества на высшем уровне в области реализации энергетических проектов, финансирования взаимных инвестиций и вложений в третьи страны, а также создания совместного инвестиционного фонда, использования национальных валют при взаиморасчётах.
Как известно, во время состоявшегося в Стамбуле 23-го Всемирного энергетического конгресса под председательством президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было подписано соглашение по строительству газопровода "Турецкий поток". 6 декабря 2016 года президент Турции его ратифицировал. Надеемся, что российская сторона также завершит процесс ратификации соглашения в ближайшее время.
Кроме того, активно развивающееся между нашими странами сотрудничество в сфере атомной энергетики также имеет большое значение для будущего региона. Как уже ранее подчеркивал г-н Президент (Реджеп Тайип Эрдоган – ред.), мы рассчитываем осуществить переход на полную мощность работы атомной электростанции к юбилею со дня основания нашего государства (в 2023 году будет отмечаться 100-летий юбилей со дня основания Турецкой Республики – ред.).
Как известно, нами была поставлена цель довести объем товарооборота между двумя странами до 100 миллиардов долларов. Уверен, что нам удастся достичь этой цели благодаря реализации крупных совместных проектов.
В заключение хочу подчеркнуть, что осуществление этих крупномасштабных проектов происходит в соответствии с потребностями прагматичной политики. Я убежден, что в сегодняшних условиях налаживание мира в нашем регионе тесно взаимосвязано с устойчивой реализацией масштабных проектов. С политической точки зрения наши взгляды могут различаться, но мы не можем расходиться во мнениях по таким вопросам, как обеспечение мира, спокойствия и стабильности в регионе. Ведь общеизвестно, что политическая обстановка, при которой, как мы видим на примере Сирии, создается атмосфера нестабильности и неизвестности, а строящиеся на личной выгоде отношения приводят к гуманитарным катастрофам и человеческим трагедиям, оказывает крайне негативное воздействие и на региональную экономику.
Мы стремимся жить в регионе, где процветает мир и спокойствие, и проводим свою политику в соответствии с этим стремлением. Никакие экономические интересы не могут строиться на страданиях угнетенных людей, тем более невинных детей. С учетом этого, убежден, что тот диалог на высшем уровне, который, в особенности в последнее время, наблюдается в этой области, так же, как и в других сферах, самым положительным образом отразится на экономическом сотрудничестве между нашими странами.