БАКУ, 30 ноя – Sputnik. На совместном заседании комитетов Милли Меджлиса АР в среду прошло обсуждение проекта государственного бюджета республики на 2017 год, сообщает Sputnik Азербайджан.
По словам председателя парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Зияда Самедзаде, снижение цен на нефть в мире повлияло и на Азербайджан, привело к снижению доходов страны. Он отметил, что согласно поручениям президента Ильхама Алиева, идет углубление экономических реформ, принимаются последовательные меры, направленные на развитие ненефтяного сектора.
"В документах, входящих в бюджетный пакет, были учтены реалии и ресурсы на будущее", — сказал он.
В свою очередь, министр финансов Самир Шарифов отметил, что в государственном бюджете на 2017 год остаются приоритетными меры социальной направленности, усиление социальной защиты населения.
По его словам, по итогам 2016 года ожидается спад валового внутреннего продукта (ВВП) Азербайджана на уровне 2,8%, номинальный объем ВВП составит 58 миллиардов манатов. При этом Шарифов назвал причины спада ВВП за десять месяцев этого года на 3,7%. По его мнению, основными факторами являются сокращение строительного сектора по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,4%, сокращение объема товарооборота, кризис, с которым столкнулся банковский сектор на фоне высокой долларизации и ухудшения качества кредитного портфеля.
"Ненефтяной ВВП страны в отчетный период сократился на 6,1%. В итоге в Азербайджане впервые с 1998 года наблюдается дефицит платежного баланса", — сказал он.
По словам министра, в связи с проведением оздоровительных мер в банковском секторе не исключается возникновение дополнительной долговой нагрузки и обязательств по госбюджету. Шарифов отметил, что это может привести к еще большему повышению отношения ВВП как к внешнему, так и внутреннему долгу.
С другой стороны, отметил министр, участие Азербайджана в финансировании крупных транснациональных проектов делает неизбежным привлечение внешних кредитов. "Здесь речь в частности идет о проекте Южного газового коридора. Несмотря на то, что погашение кредита предусмотрено за счет этого проекта, выдача госгарантии по проекту сделает неизбежным повышение внешнего государственного долга", — считает он.
Шарифов также назвал целесообразным решение Тарифного совета, принятое два дня назад, о применении дифференцированных тарифов на некоторые энергопродукты. В связи с этим, считает он, в представленном в Милли Меджлис проекте госбюджета на 2017 год прогнозируется рост поступлений по предусмотренным доходам. Министр отметил, что по поручению президента Ильхама Алиева значительная часть этих доходов будет направлена на социальную защиту малообеспеченной части населения.
Шарифов также отметил, что, с целью применения адресной социальной помощи, планку критерия нуждаемости планируется увеличить на 10,5% со 105 манатов до 116 манатов.
Выступившая следом замминистра экономики Севиндж Гасанова назвала риски, стоящие перед экономикой Азербайджана на 2017 год. По ее мнению, основными рисками являются неопределенности во внешней конъюнктуре, все еще слабые темпы роста экономик основных торговых партнеров Азербайджана и осуществление на фоне этого Центробанком жесткой монетарной политики, фискальная консолидация, продолжение оздоровительных мер в банковском секторе.
Замминистра отметила, что основными факторами восстановления экономического роста являются скоординированные и системные реформы, оздоровление банковской системы, рациональное управление ожиданиями на валютном рынке, ограничение импорта, инфляция на однозначном уровне. Также она отметила, что правительство Азербайджана прогнозирует рост ненефтяного ВВП в 2017 году на уровне 2,5%, в последующие годы – выше 2%.
Выступивший далее глава Центрального банка АР (ЦБА) Эльман Рустамов заявил, что цена на нефть – очень важный фактор для экономики Азербайджана. По его словам, в других странах-экспортерах энергоносителей цена на нефть является основным макроэкономическим показателем.
Он отметил, что адаптации маната к текущей цене нефти стало возможно добиться в результате работ, осуществленных в рамках денежно-кредитной, валютной, бюджетной политик. Глава ЦБА подчеркнул, что рост нефтецен в данном интервале на 10 долларов означает дополнительный доход в размере 1,7 миллиарда долларов, такое же падение – потери в размере 1,7 милларда долларов.
По его словам, у правительства Азербайджана достаточно резервов и финансовых ресурсов для восполнения потерь в случае удешевления нефти, чтобы, не обращая внимания на это, сформировать свою политику.
"Естественно, рост доходов для нас очень важен. Если цена нефти вырастет на 30-40 долларов, будет лучше. Даже при наличии высоких цен на нефть основной целью является переход на постнефтяную эру, на новую модель экономики", — сказал он.
То есть, добавил Рустамов, даже если цены будут высокими, возврата к экономической модели, имевшей место десять лет назад, не должно быть. Потому что в мире имеются новые вызовы, и мы должны учесть это, заключил глава ЦБА.