БАКУ, 24 ноя — Sputnik. Поправки в закон "О Центральном банке АР" носят технический и декларативный характер, заявил Sputnik Азербайджан член Коллегии адвокатов АР Акрам Гасанов.
Президент АР внес поправки в Закон "О Центральном банке Азербайджанской Республики", согласно которым ЦБА в соответствии с Законом "О страховании вкладов" может предоставить Фонду страхования вкладов гарантированный государственный кредит, отмечается в сообщении президентского сайта.
По словам Гасанова, важно понять: о том, что Центральный банк может давать кредиты Азербайджанскому фонду страхования вкладов (ADIF), было указано и в статье 17.2 вышеуказанного закона о страховании вкладов. Согласно данной статье, если в фонде нет своих средств, то он обращается к Центрабанку, и тот может предоставить кредиты. "А в поправке в Закон "О Центральном банке Азербайджана" это повторили еще раз, чтобы подтвердить полномочия ЦБА", — отметил Гасанов.
Как отметил эксперт, на самом деле ожидалось несколько иное. Шли разговоры о том, что в законе будет зафиксировано, что Центробанк не просто может давать кредиты, а предоставлять их в обязательном в порядке. Однако добровольный порядок предоставления оставлен и поэтому в данном смысле ничего не изменилось.
"И что будет, если банк откажется? Например, в законе о страховании вкладов четко сказано: ни государство, ни Центральный банк не отвечают по обязательствам Фонда страхования вкладов", – отметил эксперт.
Кстати, продолжил он, у фонда на сегодня действительно денег нет, и он в течение нынешнего года несколько раз брал кредит у Центробанка. И после того как обанкротился "Техника банк", и когда обанкротился "Банк Стандарт".
"Но если ЦБА в какой-то момент откажется, что он может сделать согласно этому же закону, тогда уже обанкротится сам фонд, так как ему нечем будет компенсировать банковские вклады, и тогда эти вклады будут потеряны, даже те, которые у нас считаются застрахованными", — подчеркнул член Коллегии адвокатов АР.
Говоря о доступности толкования принятых законов, Гасанов отметил, что это извечный спор: должны ли законы или прочие нормативные правовые акты писаться на языке, понятном любому человеку. То есть такая полемика ведется и среди самих юристов.
В начале 19-го века было очень модно писать законы, которые всем понятны. Но практика показала, что это невозможно. "То есть надо стараться, но все слова о том, что законы пишутся для обычного человека, это демагогия. Законы в первую очередь пишутся для юристов. Иначе они были бы очень подробными, иначе на их подготовку тратилось бы очень много времени. Поэтому законы пишутся для юристов, которые по идее призваны их понимать и уже применять их в других отраслях", — подчеркнул Гасанов.
Впрочем, в Азербайджане есть закон о нормативно-правовых актах. И в нем указано, что любой закон, указ, правило должны содержать поясняющую справку. И должны ее публиковать.
"Если вы зайдете на сайт Государственной Думы, то увидите, что к каждому закону прилагается пояснительная записка. При ее прочтении лица с высшим образованием могут в принципе получить понятие, для чего это сделано. Во-вторых, я считаю, что наши представители госорганов могли бы выступить с пояснениями по ряду важных поправок", — отметил член Коллегии адвокатов АР.