БАКУ, 21 ноя – Sptunik. Идея создания буферной зоны, которая выдвигалась в качестве лейтмотива проводимой операции, принадлежит не туркам, сказал Sputnik Азербайджан руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, комментируя ситуацию вокруг операции "Щит Евфрата".
Антитеррористическая операция "Щит Евфрата" продолжается на севере Сирии с 24 августа при поддержке ВС Турции. Восприятие этой операции в международном сообществе неоднозначно.
По словам Мавашева, ряд американских аналитических центров еще с 2012 года призывал Турцию устроить операцию, подобную той, что мы наблюдаем сегодня.
Эксперт напомнил, что "Брукинс" — известный американский аналитический центр — ранее недвусмысленно пояснял истинное предназначение "зон" в Сирии.
"Если руководствоваться их информацией, то операция "Щит Евфрата" на данном этапе готовит условия для конфедеративной Сирии с несколькими подконтрольными автономными от центральных властей зонами при самой скромной роли Дамаска", — сказал он.
Не исключено, отметил собеседник Sputnik, что в какой-то момент потребуется поддержка международных миротворческих сил, которые помогут оформить их юридический статус.
Вместе с тем, по словам Мавашева, помощь, защита и управление зонами равнозначна поддержке оппозиционных вооруженных формирований, так сказать, нелояльных президенту Башару Асаду.
И здесь, по мнению эксперта, есть примечательная деталь. По мере того, как запрещенная радикальная террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ) удивительным образом исчезает из зоны проведения операции, ряды Свободной сирийской армии, поддерживаемой Турцией, пополняются. Об этом неоднократно сообщали турецкие официальные лица и медиа.
К примеру, напомнил тюрколог, 21 октября от турецкой стороны появилась информация, согласно которой ССА "утроила количество своих бойцов благодаря достижениям за последнее время".
По мнению собеседника Sputnik, вряд ли существует такая военная практика — присоединять с оккупированной территории непроверенных и неподготовленных добровольцев в свои ряды, пускай и под контролем Анкары. А само по себе продвижение вглубь сирийской территории вряд ли расширяет ряды ССА.
"Словом, кем бы ни были эти "добровольцы", установить их политическую принадлежность еще предстоит турецким силовикам. Существует опасность, что "Щит Евфрата", анонсированный как благое намерение, может защитить тех, против кого он официально поднимался", — сказал он.
По словам Мавашева, немаловажен в этом контексте и курдский аспект. Не стоит сбрасывать со счетов тревожную обстановку на южном направлении в Эль-Бабе и его окрестностях. Если с севера заходят ССА при поддержке турецких частей, то с востока на город ведут наступление сирийские курды, враждебные первым.
Таким образом, считает эксперт, прямое столкновение еще и в этом районе противоборствующих сторон неминуемо. Слишком много переменных вводится в без того сложное сирийское уравнение, оставляя все меньше возможностей для деэскалации обстановки.
Что же до того, может ли возможное негативное отношение мирового сообщества к Турции отразиться на ее союзнике – Азербайджане, то тут тюрколог отметил, что такой сценарий вряд ли возможен.
По его словам, операция "Щит Евфрата" в известном смысле оговорена с представителями мирового сообщества. Как минимум с 2014 года Анкара говорила о ней при каждой возможности, в том числе отмечалось, что операция может потенциально рассматриваться как противовес российской операции, перешедшей, по их мнению, всякие границы.
Тем не менее, по словам Мавашева, если предположить изоляцию Турции со стороны мирового сообщества, то она будет носить скорее избирательный характер, не распространяясь на союзников Анкары, и в частности, не касаясь Баку.
Кроме того, отметил собеседник Sputnik, Азербайджан выстраивает достаточно прагматичную линию поведения, без громких ультиматумов и прочего. Таким образом, Баку не дает повода к радикальным шагам своих визави.