В стране в очередной раз наблюдается ажиотаж, связанный с увеличением спроса на американские доллары. В связи с этим, думается, целесообразно провести системный анализ причин сложившейся ситуации, оказывающей серьезное влияние на макроэкономическую динамику в стране, и усугубляющейся спецификой структуры национальной экономики.
К сожалению, некоторые экономисты видят причины структурных проблем в национальной экономике только в экономической политике последних десяти лет. То есть, макроэкономическая политика "эпохи высоких нефтяных цен" представляется как главная причина сегодняшних сложностей.
Но системный, комплексный и структурный экономический анализ показывает, что корни значительно глубже — они заложены недальновидной, близорукой экономической политикой конца 80-х годов, когда были разрушены экономико-хозяйственные отношения с бывшими советскими республиками. В результате серьезных ошибок топ-менеджмента на макроэкономическом уровне национальная экономика фактически лишилась и полномасштабных целостных производственных процессов на всех циклах производства, и реальных рынков сбыта, без чего в современной экономике трудно представить себе устойчивое развитие.
В условиях системной и комплексной интеграции экономик бывших союзных республик в единый народнохозяйственный комплекс, когда взаимозависимость национальных экономик зашкаливала за 80 процентов, разрушение хозяйственных связей между республиками бывшего СССР не могло не привести к серьезнейшим экономическим последствиям для всех республик бывшего Союза.
Очевидным доказательством правильности данного утверждения является то, что, согласно экспертным выкладкам, экономика ни одной из бывших советских республик по таким актуальным для современной экономики показателям, как уровень устойчивости развития, разработанность рынков сбыта, формирование конкурентных преимуществ и диверсификация экономических процессов, даже не приблизилась к среднеевропейским показателям.
Все это говорит о том, что голословный скепсис в адрес макроэкономической политики правительства не выдерживает никакой критики. Хотя, безусловно, в последние годы на уровне макроэкономического менеджмента в стране были проблемы, но считать эти проблемы системообразующими, думается, является ошибочным подходом. Поскольку, о каком несырьевом экспортном потенциале, о какой диверсификации экспортных каналов может идти речь, когда благодаря неразумной экономической политике "лихих 90-х" республика лишилась экспортного потенциала приблизительно по сотне видов продукции, которые экспортировались в бывшие советские республики.
Вместе с тем, основные составляющие национального производственного процесса были также системно интегрированы с республиками, ныне формирующими постсоветское пространство. Думается, вышеуказанное позволяет более объективно и трезво отнестись к экономическим проблемам, охватившим не только Азербайджан, но и практически все республики бывшего Союза.
Что касается текущей ситуации на валютном рынке, то, на мой взгляд, целесообразно проанализировать ситуацию в платежном балансе страны как в одном из исходных и основополагающих документов, характеризующих основные тенденции развития не только внешнеторговой и финансовой политики, но и всей национальной экономики.
Согласно данным платежного баланса страны за три квартала 2016 года по счету текущих операций, характеризующих общее состояние внешней торговли страны, даже в условиях резкого сокращения доходов от "нефтяного" экспорта, в том числе благодаря сокращению импорта, наблюдаются сопоставимые показатели. Необходимо отметить в этой связи, что основные проблемы в показателях платежного баланса наблюдаются в части, отражающей финансовые операции. Таким образом, можно констатировать, что на данном этапе именно отток капитала из страны является главной проблемой, стоящей перед экономическим блоком правительства, от решения которой во многом и будет зависеть ситуация на валютном рынке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.