БАКУ, 15 ноя – Sputnik. В Ираке курды добились автономии, в Сирии же дело обстоит совсем иначе, сказал политолог Расим Агаев в ходе 47-го заседания Клуба политологов "Южный Кавказ", прошедшего в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан.
В мероприятии приняли участие политологи Расим Агаев, Арзу Нагиев, Ильгар Велизаде (модератор), а также российские эксперты Евгений Михайлов и Абдул Нагиев.
По словам Агаева, сирийским курдам обещана автономия со стороны Асада и России. Де-факто автономия существует – они определили свою территорию, создали школы, учреждения, местные власти. Но надо это все легализовать при последующем устройстве. Это, по его мнению, будет одним из самых серьезных вопросов, которые приведут к расчленению Сирии на три части. Одной из частей будет курдская автономия и никто этого не оспаривает.
"Наверное, надо будет им помочь создать какое-то долгожданное федеративное устройство и тогда, может быть, что-то успокоится. Но это потребует очень много времени, сил и благоразумия самих сирийцев", — считает он.
Политолог отметил, что в том состоянии, в каком сейчас находится Сирия, надо решать первоочередные вопросы, связанные с жизнью и смертью и с прекращением войны.
По его мнению, Трамп подал сигнал, но он, как человек бизнеса, не понимает, зачем там драться, когда можно спокойно торговать. Может быть, он и не представляет, какой глубокий процесс гражданского и межнационального разобщения сейчас происходит в Сирии. Взять все это под контроль будет очень сложно.
"Но если Трамп сделает главное – решится оставить Сирию в покое и договорится с Москвой, то встанет опять вопрос Асада. Потому что Асад не сам по себе — это клан, весь генералитет, армия и политические силы", — считает Агаев.
Уход Асада, по его мнению, может опять дестабилизировать ситуацию и все опять начнется, потому что претендентов на эту роль там предостаточно.
В свою очередь, Арзу Нагиев коснулся в своем выступлении другого волнующего вопроса, а именно, вступления азербайджанцев в ряды запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ). Вербовщики ИГ, по словам эксперта, не говорят, когда вербуют, о том, что повезут воевать. Им говорят об исламских ценностях, и таким образом заманивают к себе.
Нагиев отметил, что беседовал с азербайджанцами, примкнувшими к ИГ по их возвращении, и они рассказывали о том, что их, будучи неподготовленными, заставляли защищать эту террористическую организацию. По его словам, этих людей выбирали в качестве "пушечного мяса", а их жены после гибели мужей передавались либо кому-то другому, либо из них готовили смертниц.
"Один из руководителей ИГ грозился перевести "джихад" на Северный Кавказ (РФ). Данная угроза больше всего связана с этим регионом. Но и это тоже очень опасно, поскольку, чем ближе к нашим границам такие войны, тем более они опасны", — сказал он.
Политолог отметил, что, говоря о Северном Кавказе, конечно же, подразумеваются Чечня и Дагестан. По словам Нагиева, протяженность границы Азербайджана с Дагестаном немалая.
"Малейшие деструктивные проявления, которые там произойдут, могут перейти и к нам. Поэтому Азербайджан всегда поддерживает борьбу с терроризмом", — сказал он.
Выступивший следом Абдул Нагиев сравнил способы борьбы с терроризмом в Азербайджане и на Западе. По его словам, в Азербайджане, да и в других странах постсоветского пространства лучше понимают, где "рыхлая почва" и где терроризм может быть взращен. Наверное, это произошло в силу того, что здесь чаще случались прежде какие-то эксцессы, тогда как на Западе работа по профилактике процессов не проводилась.
Политолог отметил, что в дальнем зарубежье не были готовы к тому процессу, который перекинулся на Европу и к тем терактам, которые у них впоследствии стали происходить. Сейчас они собрались, изменили тактику работы, пытаются опережать какие-то события.
"Что касается нашего региона, то тут ситуация несколько другая. Молодежь в той или иной степени не подготовлена – ввиду того, что мы большую часть жизни жили в Советском Союзе и не имели ни религиозного образования, ни религиозного воспитания как такового", — заметил он.
Поэтому, по мнению Нагиева, террористические организации используют религиозную идеологию в своих целях. И молодежь поддается этому, так как не понимает, в каком направлении они движутся.
Эксперт также отметил, что условия жизни на Северном Кавказе сегодня отстают от центральной части России. Молодежь, развиваясь, начинает искать себя, некоторые из них попадают в сферу влияния опасных структур. В Азербайджане же, по словам Нагиева, против подобного рода угроз проводится серьезная работа. В первую очередь, со стороны спецслужб, которые стараются проводить профилактические мероприятия. Они стремятся к тому, чтобы круг людей, которые могут быть задействованы в террористических организациях, сокращался.
"Интересы общества в Азербайджане и в том же Дагестане коренным образом отличаются, у нас наблюдается больше стремления к образовательным процессам, к развитию", — сказал он.
Но угрозы, отметил политолог, которые исходят из Северного Кавказа на Азербайджан, тоже имеют место быть. В регионах России, на его взгляд, не справляются с локализацией таких угроз.
В свою очередь, российский политолог Евгений Михайлов отметил, что, когда рухнул Советский Союз, рухнуло все. Разруха продолжалась до начала 2000-х, после чего все стало кардинально меняться. Пришел новый лидер – Владимир Путин, который, как выходец из спецслужб, понимал, что, если ничего не предпринимать, будет хуже. И тогда началось восстановление силовых структур, в частности служб безопасности.
Эксперт напомнил, что на днях были задержаны несколько человек из Центральной Азии, которые готовили террористические акты в Санкт-Петербурге и в Москве.
"Произошло это потому, что сотрудники Таджикистана, Кыргызстана дали информацию российским коллегам, с которыми у них есть взаимодействие. Это говорит о полной связи служб со службами стран СНГ, в том числе и Азербайджана", — считает он.
По его словам, высказываются опасения, что угроза идет с Северного Кавказа, но та работа, которая сейчас проводится Федеральной службой безопасности, купирует все на корню.
Если говорить о Чечне, заметил Михайлов, то там есть свой руководитель – Рамзан Кадыров, который пытается жестко бороться с терроризмом. Но российские спецслужбы там тоже проводят работу по уничтожению боевиков. В Дагестане ситуация плачевнее, там чаще происходят какие-то акты, но это связано с тем, что Дагестан многонациональный, заключил эксперт.