Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
Деревня Гыраг Кесемен Агстафинского района когда-то была самой большой и густонаселенной во всей округе. Эта земля подарила истории и культуре Азербайджана немало выдающихся личностей.
В конце XIX – начале XX веков хозяином этой деревни был известный благотворитель Исрафил ага Кярбалаев. Все налоги своей деревни он выплачивал сам, а взамен требовал от жителей быть дружными и не заниматься воровством. Говорят, что без его разрешения в деревню не мог войти ни один царский чиновник.
В те же времена в этой деревне родился и вырос Гачаг Керем (народный герой Азербайджана – ред.), о котором в народе сложено немало сказаний и легенд. Его дружба с Исрафилом ага, которая потом переросла в кровную вражду, стала для народа символом мужественности и достоинства.
Перечисляя выдающихся личностей, которые родились и выросли в этой деревне, нельзя не упомянуть и Самеда ага Агамалыоглу – видного государственного деятеля, человека, отказавшегося от всех благ ради своих идеалов, инициатора перехода на латинский алфавит. Список можно еще продолжить. Но наш рассказ не о кесеменцах, а о самом опустевшем Гыраг Кесемене, который когда-то называли миневли, что значит "тысяча домов".
Краткая история деревни
Люди заселили эти места еще в период ранней бронзы. При этом само название деревни связано с одним из племен Караманского бейлика, который правил в Анатолии до XIV века – то есть завоевания этой территории османами.
Племя кесемен, не желавшее подчиняться османам, в разное время переселялось на различные территории. Начиная с XVI века, они стали расселяться на левом берегу Куры. Из-за близости к границе с османами сефевиды расширили деревню, сделав из нее оборонительный пункт. Тем самым Гыраг Кесемен становится одним из самых больших селений своего времени.
Начиная с 60-х годов XX века руководство СССР решило построить на Куре, а именно в той ее части, что протекает по территории Газахского и Товузского районов, гидроэлектростанцию. Это и стало причиной полного переселения жителей Гыраг Кесемен, которое продолжалось вплоть до 1976 года.
Зачем и кому нужна была ГЭС?
Учитель истории деревни Гыраг Кесемен Бахтияр Бабазаде, который также занимается исследованием родного края, рассказал в беседе со Sputnik Азербайджан, что при переселении все жители разъехались по различным городам и селам республики.
В Агстафинском районе были основаны поселки Ашагы Кесемен, Зелимхан, Хатаи, Енигюн, Гобу, основное население которых составляют выходцы из Кесемена. Определенная часть жителей уехала в Газах, Гянджу, Самух, Гедабей, Баку и другие города. По словам Бабазаде, только один житель Гыраг Кесемена – учитель по имени Аббасали не покинул свой дом и до конца своих дней жил в деревне.
Но хотя оттуда выселили всех жителей, ГЭС так и не построили. По словам историка, существует несколько версий, почему так произошло: тут и затягивание строительного процесса, и застой 80-х годов в СССР, и большие расходы. "Еще говорили, что строительство ГЭС может стать причиной затопления окружающих территорий", – говорит учитель.
В то же время многие образованные жители деревни считали, что переселение является действием, направленным на то, чтобы оторвать людей о их прошлого, от своих корней.
Похороненная история
Возможно, сама судьба помогла сохранить эти места от затопления. Однако, если взглянуть на них сегодня, нетрудно понять, что они обречены. От старой сельской мечети остались только стены. А дом Исрафила ага – единственный из сохранившихся в заброшенной деревне. Но, видимо, и этот дом ждет судьба всех остальных…
Более всего удручает состояние оборонительной башни XVII века. Когда-то эта самая высокая башня на данной территории помогала защищать жителей от врагов, однако теперь она сама нуждается в защите и охране.
Все эти постройки рушатся прямо на глазах. По словам местных жителей, в последний раз восстановительные работы здесь велись в 1992-93 годах. Несмотря на то, что на всех этих памятниках истории прибита табличка со словами "Находится под охраной государства", ни на какую охрану или защиту тут нет и намека.
P.S.: До сих пор некоторые жители Газаха и Агстафы приезжают на Новруз к Дому Исрафила ага – единственному из сохранившихся на земле предков, зажигают возле него костры, символизируя тем самым непогасший очаг родного дома…