БАКУ, 5 ноя – Sputnik. Происходящее вокруг Демократической партии народов (ДПН) и ее лидера – это звенья одной цепи, которую турецкие власти называют борьбой с терроризмом и пособниками терроризма, сказал Sputnik Азербайджан руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, комментируя ситуацию с арестами турецких депутатов.
В Турции 4 ноября были задержаны сопредседатели Демократической партии народов (ДПН) Селахаддин Демирташ и Фиген Юксекдаг, а также еще десяток парламентариев, являющихся их сторонниками. Соответствующие решения были приняты прокуратурой в рамках расследования террористической деятельности.
Но, по словам Мавашева, если для турецкого правительства происходящее – это борьба с террором, то в Турции есть те, кто с этим не согласен и в частности, это оппозиция.
Сегодня, по словам эксперта, общий политический климат в Турции не стабилен. По крайней мере, акции протеста сторонников ДПН точно могут быть, но дело в том, что мы не можем спрогнозировать, в каком виде они могут осуществляться.
"Я считаю, что произошедший сегодня в турецкой провинции Диярбакыр теракт также стоит воспринимать как часть единой цепи событий. Ведь аресты членов ДПН проходили и в этой части страны", — отметил он.
Политолог напомнил, что партия ДПН, несмотря на то, что ее обвиняли в связях с террористами, все-таки прошла на выборах в парламент, и даже обошла по результатам Партию националистического движения (ПНД), возглавляемую Девлетом Бахчели.
Все это, по мнению собеседника Sputnik, не могло не стать серьезным раздражителем. Сегодня Турция готовится к проведению референдума, на котором будет поставлен вопрос о введении в стране президентской формы правления. И именно существование на политической арене(поле) ДПН привело к тому, что у правящей Партии Справедливости и Развития (ПСР) были оттянуты голоса, а значит и места в парламенте.В результате вопрос о референдуме до сих пор так и не был вынесен на повестку дня в парламенте.
"То есть, для проведения этого вопроса в парламент необходимо определенное количество голосов, которых не набралось из-за ДПН. В связи с этим ПСР пришлось договариваться с партией Бахчели, чтобы заручиться ее поддержкой", — объяснил он.
В то же время Мавашев отметил, что общая атмосфера в связи с последними событиями такова, что мы, возможно, будем наблюдать эскалацию курдско-турецкой проблемы — потому что, по его мнению, если выкидывать с политического поля ДПН, ей взамен либо нужно создать альтернативную силу, которую будут возглавлять какие-то альтернативные курды, либо, если этого не сделать, ситуация только ухудшится.
По его словам, от ухода с политической сцены партии ДПН курдов в Турции меньше не станет. Учитывая то, что условно 20% страны – это курды, то если их голос в парламенте не будет представлен, это обязательно скажется на ситуации. И вопрос о том, как будут курды голосовать на референдуме, надо будет как-то решать, потому что, если они выскажутся против президентской республики, это станет проблемой.
"Да, ПСР пытается заменить эту партию собой, говоря о том, что они панисламистская партия, выступающая за единение мусульман, и для них неважно – курд или турок. Но ведь курды видят, что на самом деле происходит, и все эти шаги правящей партии не будут восприниматься, как дружелюбные. И общая атмосфера негатива и эскалации в турецком обществе будет нарастать", — считает он.
Что же до того, какой может быть реакция Европы на ситуацию с арестами депутатов, то политолог напомнил, что на днях глава МИД Мевлют Чавушоглу говорил о том, что соглашение с Европейским союзом (ЕС) по беженцам в обмен на визы в настоящее время находится под угрозой срыва.
Он отметил, что если визы не будут предоставлены до конца года, то Турция откажется от соблюдения условий по контролю за потоками беженцев. А это напрямую свидетельствует о том, что Турция не опасается никаких реакций Европы на свои действия.
Более того, по словам Мавашева, на днях и Эрдоган сделал интересное заявление, что просьбы о выдаче Германией Турции приблизительно четырех тысяч лиц, подозреваемых в связях с террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена, в Берлине серьезно не воспринимаются. По словам турецкого лидера, руководство Германии просто не способствует выдаче этих людей.
"А это говорит о том, что на внутренний и на внешней рынок Эрдоганом посылается месседж – почему Турция должна озираться на мнение ЕС, если Евросоюз не идет навстречу Анкаре в вопросе выдачи четырех тысяч террористов?", — считает эксперт.
В связи с этим, отметил собеседник Sputnik, теперь Турция все реже озирается на какое-либо мнение Евросоюза. Для турецкого руководства сейчас никакого особого значения мнение Европы как в целом, так и по ситуации с арестами не имеет.
Мавашев подчеркнул: турецкие власти прекрасно понимают, что в ближайшее время в ЕС они все равно не войдут, но при этом они также понимают, что сегодня они нужны ЕС больше, чем ЕС им, потому что именно у них в руках ключ от ситуации с беженцами.