БАКУ, 2 ноя – Sputnik. Столь масштабного интервью президент Азербайджана Ильхам Алиев давно не давал, а это уже само по себе представляет интерес не только для азербайджанской общественности, но и далеко за ее пределами, заявил политолог Фикрет Садыхов.
Об этом он сказал в ходе 45-го заседания Клуба политологов "Южный Кавказ" на тему "Текущая ситуация в регионах Южного Кавказа и Ближнего Востока, и месседжи президента Ильхама Алиева в интервью Дмитрию Киселеву", которое прошло в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан.
По словам Садыхова, глава государства дал оценку и высказал позицию официального Баку по очень животрепещущим, ключевым, интересующим нас всех вопросам. Здесь и внутриполитическая ситуация, и экономические проблемы, и Ближний Восток, и российско-азербайджанские отношения.
"Я как востоковед, как человек когда-то работавший на Ближнем Востоке, с большим сожалением и тревогой наблюдаю за тем, что там происходит", — сказал он.
По мнению политолога, без внешнего вмешательства такая ситуация в этом регионе не могла бы сложиться. Каждая сила там поддерживается определенным внешнеполитическим игроком, и это результат того противостояния, которое происходит в мире. Только так, по словам Садыхова, можно объяснить все то, что сегодня происходит на Ближнем Востоке.
В свою очередь, политолог Эльхан Шаиноглу выделил шесть пунктов, которых президент Азербайджана коснулся в своем интервью.
Первый, по его мнению, заключается в том, что, когда глава государства в интервью коснулся конституционных изменений в Азербайджане, с его слов стало ясно, что президентские выборы пройдут в 2018 году.
"Бытовало такое мнение, что после референдума могут произойти внеочередные президентские выборы, учитывая сложившееся экономическое и социальное положение Азербайджана. Своим ответом в интервью президент поставил точку в этом вопросе", — сказал эксперт.
Второй, по словам Шахиноглу, является тема энергетических проектов. Сейчас реализуются два больших проекта, TAP и TANAP. И в своем интервью президент отметил, что эти проекты – не альтернатива "Турецкому потоку". По убеждению политолога, конкуренция там все же присутствует, хотя об этом и не говорят. Но это может быть и здоровая конкуренция, а это всегда хорошо.
"Третье – сирийская тема. Азербайджан согласен с российским видением того, что должна быть создана большая коалиция, которая будет воевать с террористами", — отметил он.
Четвертым политолог назвал российско-турецкие отношения. По его словам, азербайджанской общественностью ситуация с самолетом была воспринята болезненно: "Турция наш стратегический союзник, а Россия – стратегический партнер. И мы не были заинтересованы в напряженных отношениях между этими странами".
Пятое, по словам Шахиноглу, это вступление Азербайджана в Евразийский союз (ЕАЭС). Из ответа президента стало понятно, что в будущем наша страна не хочет и не готова стать членом этой структуры. По мнению политолога, основным препятствием является карабахский конфликт и оккупация наших земель и, пока этот вопрос не будет решен, мы не можем вместе с Арменией участвовать в этом интеграционном процессе.
"Шестое – был задан вопрос про нагорно-карабахский конфликт и президент ответил, что мы можем пойти на компромисс – мы можем дать Нагорному Карабаху статус автономной республики. И президент прав, на большее мы пойти не можем. И нам надо начать сейчас работать над предложениями, в которых мы обозначим, что именно имеем в виду под словами "автономная республика", — сказал он.
Выступивший следом российский политолог Олег Кузнецов заметил, что, когда президент Ильхам Алиев говорил о том, что Азербайджан готов предоставить автономию Нагорному Карабаху, там был четко обозначен один очень важный момент – "если мы договоримся". Соответственно, отметил эксперт, предоставление автономии – это не императив, это диспозитив, который обусловлен целым рядом ответных шагов как со стороны Армении, так и со стороны международных посредников.
То есть, по словам политолога, фактор наличия результативного переговорного процесса, причем не только с Арменией, но и с аффилированными по отношению к Армении политиками из Нагорного Карабаха, является принципиальным условием дальнейших государственно-правовых преобразований внутри Азербайджана.
"Тем самым был сделан один очень важный и конкретный месседж – Азербайджан будет договариваться не только с Ереваном, но еще он будет договариваться отдельно от Еревана со Степанакертом – при условии, если Степанакерт готов превратиться в Ханкенди", — подчеркнул он.
Кузнецов отметил, что как только карабахские армяне заявляют о своей готовности вернуться под юрисдикцию Азербайджана, тогда открывается не один вектор переговорного процесса, а еще и дополнительный вектор – Баку-Ханкенди. По его мнению, если подобная модель будет реализована, то Ереван в данном случае будет либо отстранен, либо каким-то образом будет ограничено его влияние на содержание переговоров.
"Тем самым, карабахское урегулирование при наличии соответствующей позиции Минской группы ОБСЕ и вообще всего мирового сообщества станет уже внутренним делом Азербайджана. И тогда влияние страны-агрессора будет сводиться на данную проблему минимально. Данная инициатива многослойна, в ней есть много подтекстов, на которые следует обращать внимание", — отметил он.
Касательно того, что карабахский конфликт является препятствием для вступления Азербайджана в ЕАЭС, то да, сказал политолог, это действительно так. И тут надо понимать, заметил эксперт, что это препятствие непреодолимое, в том числе исходя и из законодательства, так как все налоговые поступления от внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности распределяются между странами-участницами пропорционально их вкладам.
По словам Кузнецова, если Азербайджан вступает в ЕАЭС, то его вклад в общую долю прибыли структуры будет больше, чем вклад Армении. А при распределении денежной массы Армения получит больше денег, чем ее вклад в общее дело. И получается, что тем самым косвенно Азербайджан будет кормить своего недруга.
"Естественно, азербайджанское политическое руководство на такой шаг не пойдет и это обусловлено нормативной базой Евразийского экономического сообщества. Именно поэтому понятна позиция президента Азербайджана, так как иначе это будет предательством национальных интересов своей страны и своего народа", — подчеркнул он.
Что касается российско-азербайджанских отношений, то тут, по мнению политолога, проходящий в настоящее время седьмой российско-азербайджанский международный форум является показателем того, что эти отношения стабильны и динамичны.