БАКУ, 2 ноя – Sputnik. Существует два экономических проекта – один называется "ИГ", а другой – "борьба с ИГ", сказал Sputnik Азербайджан аналитик, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев.
Лидер запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ) Абу Бакр аль-Багдади в настоящее время находится в иракском Мосуле. "Глава администрации президента Иракского Курдистана" Фуад Хуссейн заявил, что правительство располагает информацией от нескольких источников, что "аль-Багдади еще там, и, если его убьют, это будет означать конец всей системе ИГ".
По словам Перенджиева, ИГ как раз для того и создавался, чтобы стереть границы между Ираком и Сирией.
Ведь если говорить о недавней истории самого ИГ, сказал эксперт, то ведь надо помнить, что в начале, до того, как группировку возглавил Абу Бакр аль-Багдади, она называлась "Исламское государство Ирака" (ИГИ) и только с его приходом боевики расширили свою деятельность на территорию Сирии и объявили себя "Исламским государством Ирака и Леванта". И только потом они стали "Исламским государством".
"Согласно их позиции, халифат, который выстраивается, выстраивается не в тех границах, которые нарезали колонизаторы. Они как бы демонстрируют свое несогласие с этими границами", — сказал он.
Если же, отметил собеседник Sputnik, говорить о других границах и о свободном передвижении аль-Багдади, то тут нельзя утверждать, что наряду с Сирией и Ираком, он также свободно может попасть в Азербайджан, Иран или Россию. Но для недопущения этого работают пограничные и спецслужбы.
Однако, есть другой момент, сказал политолог. Все время речь шла о том, что Ракка (город на севере Сирии – ред.) – "столица" ИГ. В связи с этим возникает вопрос, почему руководитель ИГ не находится в своей "столице"? А ответ прост. ИГ прежде всего имеет иракские корни, и для них Мосул более родной город, больше настоящая их столица, нежели Ракка.
Что же до того, что убийство аль-Багдади в Мосуле может положить конец ИГ, то тут Перенджиев подчеркнул, что это невозможно. По его мнению, убийство одного руководителя ничего не поменяет, так как может появится другой лидер. Для того, чтобы уничтожить эту террористическую организацию, прежде всего, надо убрать условия для создания таких группировок. В данном случае, проблема заключается в том, что есть потребность в создании таких проектов, как ИГ. Сегодня речь идет уже о том, чтобы создать такой проект в Юго-Восточной Азии, не исключено, что такой же проект может быть воссоздан и в Ливии.
"Поэтому говорить о том, что ИГ просто смогут подавить – я в этом глубоко сомневаюсь, тем более, если они просто уничтожат ИГ как видимую часть, так сказать "квазигосударство", то группировка может дальше стать подпольной организацией, но опять-таки на той же территории. И в любой момент может в том или ином городе прийти к власти или же властвовать, но уже из подполья", — уверен военный аналитик.
Поэтому, отметил эксперт, речь идет не о том, чтобы убить главарей, а о том, что на этот проект выделяются деньги, оружие, идут заказы боевикам на выполнение каких-то задач, за что также платятся деньги.
Перенджиев также подчеркнул, что сам Мосул никем взят не будет. Никакая сторона этого не добьется. Там будет идти такая же война на регулярной основе, как сегодня в Алеппо (город в Сирии – ред.).
"Там будет война с переменным успехом. Как вы знаете, у Ремарка есть книга "На западном фронте без перемен", так и тут на ближневосточном фронте будет без перемен. Эта "тусовка" будет продолжительной и вялотекущей", — сказал он.
По словам политолога, если террористам помогают и одновременно с этим с ними борются, значит речь идет не совсем о том, чтобы полностью уничтожить ИГ. Значит ставятся какие-то другие цели. Тут есть два экономических проекта, уверен собеседник Sputnik. Один называется ИГ, а другой – борьба с ИГ. И они оба приносят доходы руководителям различных финансово-промышленных групп, большинство из которых находятся в США. Ну, а всем остальным странам показывается картинка о якобы взятии Мосула, заключил Перенджиев.