Юрий Бочаров, израильский политолог
Философы утверждают, что мир развивается по восходящей спирали, которая поднимается вверх, но медленно, виток за витком, проходя при этом через войны, страдания, прогресс, но каждый раз на новом уровне взаимоотношений.
История взаимоотношений Израиля и Турции уже сделала не один виток в этой спирали. Хотя мы еще в современности, слава богу, не воевали, но уже были не раз и на грани разрыва отношений, и на гребне высокой любви и дружбы.
Достаточно вспомнить 1492 год, когда Оттоманская империя дала приют евреям, бежавшим от преследований в Испании. Турция была одной из первых стран, признавших государство Израиль. В свое время между Турцией и Израилем были подписаны первые военные соглашения – неслыханные ранее между мусульманским и еврейским государствами. Были и совместные военные учения, сотрудничество в сфере разведки, обмен военной техникой, подкрепленные в дальнейшем экономическими соглашениями и созданием в 1997 году зоны свободного товарообмена. В результате в двухтысячных объем товарообмена между странами достиг 2 миллиардов долларов с преобладанием доли Турции, объем израильского импорта которой составил 1,466 миллиарда долларов (помимо военных поставок). В это же время Турцию посещало до полумиллиона израильских туристов. Все эти годы израильский парламент регулярно блокирует принятие резолюций по признанию армянского геноцида.
Приход в Турции в 2002 году к власти Партии справедливости и развития, выросшей из исламистского движения, охладил отношения между двумя странами. А после начала второй ливанской войны летом 2006 года все контакты были полностью заморожены. Население Турции встало на сторону своих "мусульманских" братьев, а правительство в знак протеста отменило соглашение о военной модернизации стоимостью в полмиллиарда долларов. Однако, окончательный разрыв соглашений произошел летом 2010 года после перехвата военнослужащими ЦАХАЛ так называемой "флотилии свободы".
Как часто бывает в большой политике, главное не факт, а его интерпретация. Говоря протокольным языком, летом 2010 года активисты движения Free Gaza Movement, подойдя на шести судах названной в дальнейшем "флотилией свободы" к морским границам Израиля, пытались прорвать израильскую блокаду сектора Газа. В ночь с 30 на 31 мая 2010 года конвой был остановлен военно-морскими силами Израиля в нейтральных водах вблизи границ Израиля при попытке проникновения в закрытую военную зону. Капитанам судов было предложено принять на борт досмотровую группу и поменять курс на порт города Ашдод. При досмотре пассажирами корабля Mavi Marmara было оказано вооруженное сопротивление израильскому спецназу. В результате последовавших событий были убиты 9 и ранены 30 пассажиров, ранения также получили 10-15 израильских солдат. Погибшие активисты являлись гражданами Турции.
Каждый из участников конфликта, интерпретировал события по-своему и был по-своему прав. Израиль защищал свои границы, а "мирные" активисты просто везли продукты голодающим, а их убили!
Инцидент вызвал существенное осложнение ситуации на Ближнем Востоке и ожесточенные споры о законности и правомерности предпринятых Израилем и организаторами флотилии действий. К слову сказать, мнения в мире по данным действиям были диаметрально противоположными, и в зависимости от геополитического интереса каждая из стран по-своему интерпретировала данный конфликт.
В итоге 2 сентября 2011 года за отказ Израиля принести официальные извинения за инцидент с флотилией турецкое правительство решило выслать израильского посла из страны. Также представительство Турецкой республики в Израиле было снижено до уровня второго секретаря посольства и отменены все военные соглашения с Израилем.
С тех пор прошло пять лет, в течение которых правительство Израиля рассматривало различные варианты решения конфликта. И как это было не раз в мире, решение пришло в связи с изменением региональных геополитических интересов, кардинально изменившихся в связи с открытием на израильском шельфе крупнейших газовых месторождений. Как ни странно, именно проект развития путей импорта израильского газа сыграл здесь существенную роль.
К сведению, на днях израильский газодобывающий консорциум, контролирующий крупнейшее израильское месторождение "Левиатан", подписал с Иорданией соглашение о поставках газа в течение 15 лет на сумму в 10 миллиардов долларов. Летом этого года на Кипре израильский министр энергетики рассматривал вопрос о строительстве под патронажем Евросоюза подводного газопровода в Грецию через Кипр. Возможно, Турция, отстаивая свою роль главного энергетического коридора в Европу, не была заинтересована в самостоятельном развитии израильских газовых потоков и решила пересмотреть свои взаимоотношения с Израилем.
Все эти годы были, естественно, и контакты и на уровне глав государств, и различных министерств и ведомств, Израиля и Турции. При этом не раз обсуждался вопрос и об израильском газе.
В итоге в июле 2016 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о прекращении израильско-турецкого дипломатического конфликта. Израиль обязался выплатить компенсации после того, как турецкий парламент примет закон об отзыве каких-либо претензий, как финансовых, так и военно-юридических, против солдат и офицеров, принимавших участие в конфликте. Турция при этом согласилась на главное требование Израиля: полного контроля наземных и морских границ сектора Газа, турецкие грузы будут следовать через порт в Ашдоде, как было и раньше.
11 октября МИД Турции заявил, что вскоре Анкара и Тель-Авив назначат послов в рамках процесса нормализации двусторонних отношений. А уже 12 октября в Стамбул на Всемирный энергетический конгресс прибыл министр энергетики Израиля Юваль Штайниц. У него запланированы переговоры с министром энергетики Бератом Альбайраком. Это первая встреча на министерском уровне с 2010 года. Главным вопросом на повестке дня переговоров станет экспорт в Турцию израильского газа, однако, разговор коснется и других направлений сотрудничества в топливно-энергетической сфере.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.