БАКУ, 22 сен – Sputnik. В Азербайджане предпринимаются активные шаги по достижению нового рубежа в развитии информационно-коммуникационных технологий для снижения зависимости от нефтяного сектора экономики.
Распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева утверждена Государственная программа реализации Национальной стратегии по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2016-2020 годы.
Международное признание достижений в сфере ИКТ
В последние годы для снижения зависимости национальной экономики от нефтяного сектора и колебаний цен на углеводороды на мировых рынках правительство профинансировало ряд крупных проектов в сфере ИКТ. В том числе внедряются самые последние разработки по созданию гражданам возможности выхода в интернет. В настоящее время сетью охвачено 75% населения, из них 65% — пользователи широкополосного интернета.
Стремительное развитие сектора мобильной связи и внедрение технологий 3G и 4G, запуск первого телекоммуникационного спутника Azerspace-1 и приобретение низкоорбитального спутника для исследования поверхности земли Azersky позволили Азербайджану войти в число космических стран.
Согласно отчету Международного телекоммуникационного союза (МТС) "Измерение информационного общества", по динамике развития Азербайджан входит в первую десятку стран. В докладе Всемирного экономического форума The Global Information Technology —2016 республика по индексу сетевой готовности заняла 53-е место среди 139 государств и лидирует среди стран СНГ.
Цели, намеченные в Госпрограмме
В рамках мер, предусмотренных Госпрограммой, намечено создать сетевую инфраструктуру широкополосного интернета для обеспечения населения дешевым, качественным и безопасным интернетом. Кстати, стоимость этих услуг снижается из года в год. Так, по сравнению с 2004 годом стоимость подключения к интернету со скоростью 1 мегабит в секунду сократилась с 1200 до 10 манатов. По стране средняя стоимость подключения к широкополосной связи составляет 3% среднемесячной заработной платы. Это означает достижение поставленной МТС цели, предполагающей, что к 2015 году в развивающихся странах данное соотношение должно быть меньше 5%.
Министерству связи и высоких технологий АР (МСВТ) в период 2016-2020 годов предстоит провести мероприятия по покрытию территории страны высокоскоростной оптической сетью, созданию нормативных и правовых основ по данной инфраструктуре.
Данные работы должны расширить доступ общества к ИКТ, особенно малообеспеченных семей и социально уязвимых групп, которым будут созданы благоприятные условия для использования потенциала информационного общества. Также проводимые мероприятия должны окончательно ликвидировать "цифровой разрыв" между городским и сельским населением.
Создать условия для бизнеса в интернете
В рамках Госпрограммы МСВТ, Министерство экономики и Министерство иностранных дел предусматривают проведение комплекса мероприятий по развитию интернет-экономики. Именно она создает условия для создания новой среды и платформы участия предпринимателей, повышения производительности, достижения стратегического преимущества над конкурентами, укрепления отношений с партнерами, оптимального использования информационных ресурсов и улучшения благосостояния общества в целом.
В конечном итоге перед исполнителями Госпрограммы поставлена цель довести долю ИКТ в валовом внутреннем продукте (ВВП) до уровня развитых стран. Для этого Минсвязи и Минэкономики должны совершенствовать законодательство по бизнес-отношениям в интернете и усилить агитационные мероприятия по интернет-экономике.
Важный момент: в руководстве Азербайджана существует понимание, что ИКТ является важным средством обеспечения постоянного и устойчивого развития страны, усиления ее интеллектуального потенциала, продвижения бизнеса, борьбы с коррупцией, сокращения бедности и безработицы, развития прозрачности и демократии в обществе.
И сейчас важно, чтобы министерства ускорили работу по реализации конкретных мер, предусмотренных в Национальной стратегии, которые позволили бы в полном объеме выполнить их до 2020 года. Вызывает обеспокоенность, что Национальная стратегия принята еще в 2014 году, а сама Госпрограмма по решению поставленных задач разработана только в 2016 году. И возникает вопрос: сколько времени понадобится указанным ведомствам, чтобы принять План мероприятий и начать практическую работу?