БАКУ, 8 сен – Sputnik. Оптимизм фразы Меркель: "Мы это сделаем" нужно разбавить реализмом, сказал Sputnik Германия эксперт по внутренней политике из партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) Вольфганг Босбах, комментируя выступление канцлера Германии.
Канцлер Ангела Меркель во время общей дискуссии в Бундестаге снова воспользовалась возможностью защитить свой политический курс и себя саму. Число прибывших беженцев, по ее словам, значительно уменьшилось, Германия на правильном пути. В течении 20 минут, пока длилось выступление Меркель, подспудно слышалось следующее послание: "Мы это сделаем".
Босбах, будучи одним из самых больших критиков Меркель внутри партии, подчеркнул, что этот девиз канцлера кажется ему неприемлемым.
"Меня удивляет она (фраза – ред.), так как всем должно быть, вообще-то, известно, что одного постоянного повторения фразы недостаточно. И мы должны тут уточнить: "Кто такие "мы" и что подразумевается под "этим". Оптимизм этой фразы нужно разбавить реализмом. И сейчас нужно еще раз пояснить, чего мы уже достигли и что нам еще предстоит сделать", — сказал он.
В свою очередь, уполномоченной по внутренней политике фракции "Левых" в Бундестаге Улле Йелпке кажется вполне предсказуемым то, что в связи с многочисленными требованиями пересмотра миграционной политики федеральный канцлер подчеркнула, что ее правительство уже приняло много решений, усовершенствовало многие положения и реорганизовало процессы.
Безусловно, отметил она, если канцлер сейчас бы пошла на уступки, это заслужило бы низкого поклона. Если бы она призналась хотя бы в одной ошибке, это стало бы для нее концом, так как тогда бы все на нее по-настоящему набросились.
"Я думаю, у нее нет другого варианта, кроме как продолжать идти по этому пути. Партия во многом поддерживает ее, несмотря на то, что критика тоже поступает. Поэтому я полагаю, что она будет прорываться с девизом "мы это сделаем" и будет его придерживаться", — сказала Йелпке.
Также по итогам выборов в Ландтаг Мекленбурга-Передней Померании, которые были пронизаны темой миграционной политики, Меркель потребовала соблюдения умеренной риторики. Нельзя упускать из виду и игнорировать факты, заявила канцлер в отношении предвыборной кампании партии "Альтернатива для Германии". Однако, по мнению представителя "Левых", этим же "грешит" и Союз [ХДС+ХСС].
По ее словам, министры внутренних дел земель, а также министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер готовят стране дикое будущее. Она привела в пример запрет на ношение бурки, отметив, что это, в сущности, чистая политика символов.
По мнению Йелпке, запрет на ношение бурки вряд ли способствует возникновению чувства защищенности, отсюда у страны не станет меньше террористов.
"Эта дискуссия абсолютно не нужна, играет на чувствах и от нее в конечном итоге получает выгоду АдГ. Мы обсуждаем потребительский характер общества, применение Бундесвера внутри страны, это действительно нагоняет страх", — подчеркнула она.
В то же время Босбах высказал свою критику в другом отношении. Ему не хватает четкой линии федерального правительства, которая позволяла бы гражданам лучше понять политику партии.
Тем не менее, Босбах отметил, что знает, почему многим политикам так тяжело дается четкое определение своей позиции.
"В то время, когда вы четко высказываете свою позицию, вы встречаетесь с поддержкой, но также и критикой. У того, кто придерживается четкого мнения, есть как противники, так и поклонники. А многие политики так высказывают свою точку зрения, что к ним невозможно придраться. У меня всегда было чувство, что народ хочет уже точно понимать, какие политические решения будут приниматься, как будут обстоять дела в дальнейшем в решающих политических вопросах и за что (тот или иной политик – ред.) борется или выступает", — сказал он.
Кроме этого, этот курс кажется не всегда ясным, по крайней мере, в СДПГ. По итогам голосования в Мекленбурге-Передней Померании Зигмар Габриэль потребовал недавно бороться с чувством неуверенности среди населения.
По словам главы СДПГ, крайне сложно убедить Союз выделить средства на языковые курсы, курсы по интеграции и внутреннюю безопасность.
Босбах не совсем согласен и с этой критикой.
По его словам, он уже 22 года работает в комитете по внутренним делам Бундестага, и присутствовал при всех обсуждениях. По вопросу закона об интеграции и финансировании не было абсолютно никаких разногласий между Союзом и СДПГ.
Он отметил, что Габриэль говорит так, будто вдруг, ни с того ни с сего, по этим пунктам существовали противоречия. Это совсем не так. СДПГ несет за все такую же ответственность, и сама участвовала во всем.
"Но, конечно же, можно было бы выделять и больше средств. Но все же объем дополнительных средств, уже предоставленных правительством, впечатляет. Иными словами, я удивлен в некоторой степени поведением СДПГ", — сказал он.
Однако все согласны с тем, что дополнительные средства не следует выделять только на беженцев и интеграцию, чтобы не стравить между собой беднейшие слои общества в Германии.
Для партии "Левых" политика СДПГ все же во многих пунктах противоречива, считает Йелпке.
Что касается СДПГ, отметила она, то тут всегда есть такое (неоднозначное – ред.) чувство. То она вроде бы похожа на партию правящей коалиции, то на оппозицию.
"Господин Габриэль пару месяцев назад высказывался против ограничения количества беженцев, сейчас он уже высказывается за ограничение. Такое впечатление, что и СДПГ идет следом на АдГ, пытается отбить у них электорат. Ничего не выходит все равно. Но правильно то, что нужно выделять больше денег на интеграцию. И здесь нужно спрашивать в первую очередь с министров из СДПГ", — сказала представитель "Левых".
Но критикуют за миграционную политику не только СДПГ. За последние дни Меркель, в том числе под влиянием результатов голосования в Мекленбурге-Передней Померании, навлекла на себя волну критики. На изменении миграционной политики настаивала, прежде всего, ХСС. Некоторые наблюдатели уже говорят о "закате для Меркель".
Однако, Йелпке так далеко заходить не хочет. По ее мнению, перед Меркель стоит серьезная проблема, но Союз тоже сталкивается с проблемой, так как у него пока что нет стоящей альтернативы Меркель. Ситуация остается напряженной.
"Я вижу очень часто, прежде всего в немецких СМИ — от "Франкфуртер Алльгемайне Цайтунг" до "Хандельсблатт" — требование отставки Меркель", — отметила она.
Тем не менее, канцлер не дает сбить себя с толку. И, как отмечает Босбах, внутри фракции Союза царит по-прежнему деловая атмосфера.
Что же касается законодателей общественного мнения в немецких СМИ, то у представителя ХДС есть на это четкое мнение.
По его словам, в общем и целом, вот уже несколько лет можно наблюдать тенденцию к драматизации и скандалам. Если совершается какая-либо ошибка, из нее сразу же раздувают скандал. Но, объективно говоря, это сложная ситуация – не только для всего Союза, но и для канцлера ФРГ.
"Она находится под давлением, но это для нее и не тайна. Но у меня нет ощущения, что она устала от своих обязанностей. У меня есть скорее ощущение, что она и на следующих выборах в Бундестаг в 2017 году захочет еще раз это почувствовать. Хотя ее показатели поддержки за последние недели упали, это все равно показатели, которые намного выше, чем у глав правительств других европейских государств", — сказал он.
Иными словами, канцлер продолжает смотреть вперед. Перспективы, по ее словам, хорошие: уже третий раз подряд бюджет составлен без новых задолженностей, к тому же покупательная способность населения велика, а рынок труда находится в хорошем состоянии. В конце своей речи в Бундестаге Меркель заверила: "Германия остается Германией, со всем, что нам близко и дорого". Это высказывание, которое Босбах, несмотря на всю критику политики Меркель, сразу бы записал на память.
"Это высказывание мне нравится уже потому, что высказывание "Германия изменится благодаря миграции" немного раздражает. Так как в таком случае можно было бы спросить: как же Германия изменится? И хотим ли мы вообще это изменение? А когда сейчас Ангела Меркель подчеркивает, что Германия остается Германией, это уже ясный сигнал. А именно сигнал того, что миграция в течение столетий всегда приносила с собой изменения, но мы не забываем о своей национальной идентичности и не меняем ее", — подчеркнул он.
На настоящий момент, однако, необходимо многое сделать, что подчеркивает все время, в частности, оппозиция в Бундестаге. Так как фразу "Германия остается Германией", по мнению Йелпке, можно интерпретировать по-разному.
Она отметила, что, если они (немцы – ред.) хотят преодолеть все эти проблемы и хотят, чтобы Германия была такой, тогда они должны, прежде всего, работать над решением социальных вопросов.
"Это означает, что мы нуждаемся в разумной стратегии, направленной на борьбу с детской бедностью, нам нужны более высокие пенсии, на которые пожилые люди могли бы существовать. И нам нужны шаги, которые позволили бы побороть социальное неравенство", — сказал представитель "Левых".
Это означает, подчеркнула Йелпке, прежде всего – перераспределение имущества сверху вниз. Тогда, вероятно, можно будет сказать, что "мы в Германии, в которой нам всем нравится жить".