БАКУ, 8 сен — Sputnik. От "мипстеров" (хипстеры, но мусульманские) до современных халяльных кафешек, приложений для знакомств и современной моды — мусульманская культура становится все более видимой и доступной для всего мира.
Британский автор Шелина Джанмухамед, чья новая книга под названием "Поколение М" вышла совсем недавно рассказала изданию Buzzfeed в деталях о том, что такое "новое поколение мусульман" и почему они начали влиять на современное общество.
Sputnik Узбекистан также попытался разобраться, какие изменения произошли в мусульманском современном обществе за последние несколько лет.
Что такое "мипстеры"
Этот неологизм появился еще в 2012 году, однако американская пресса начала активно обсуждать его после того, как несколько девушек выложили в конце ноября видео под названием Somewhere in America, в котором модели из этого небольшого сообщества снимаются под музыку Jay Z на скейтах на каблуках, делают селфи и прохаживаются по модным местам. Засветилась на видео и член американской сборной по фехтованию Ибтихадж Мухаммад.
Так о себе заявили мипстеры — новая поросль хипстеров-мусульман из США, которые по традиции создали сообщество в фейсбуке, аккаунт на Tumblr и закрытую группу на Google для общения.
Естественно, в комментариях к видео девочкам писали: "Быть хипстером — стыдно. Быть хипстером-мусульманином — позор", пытались их оскорбить и удалить ролик. Однако были и те, кто заступался за них.
"Стоит учесть, что современные городские мусульмане страдают от тех же проблем, что и другие вовлеченные во что-то люди", — говорит один из опрошенных экспертов.
Для Шелины Джанмухамед изучение "поколения М" — не просто очередное эссе о религии.
"Я всегда задавалась одним и тем же вопросом: что это такое — быть мусульманином? Какую музыку они слушают? Каков их путь к славе? Меняют ли они мнение людей вокруг себя?", — рассказывает автор.
По ее мнению, для мусульман очень важно просто быть "видимыми в обществе": "После теракта 9/11 многие решили, что каждому из них просто необходимо гордиться тем, что ты — мусульманин".
Стартапы, новая мода и фитнес в хиджабе
В последнее время стартапы, связанные с халяльными продуктами все больше поглощают мусульман: специальные отделы в крупных супермаркетах, кафе и магазины. Все это помогло "поколению М" развиться в сфере бизнеса и торговли.
"Мне как-то сказали: "Знаешь, как здорово, когда приходишь в супермаркет и видишь там специальные продукты к Рамадану. Для меня это означает, что я настолько же важен для общества, как и другие посетители этого магазина". Слушать мнения молодых мусульман о том, что сейчас происходит в обществе — самый лучший мой опыт", — добавила Шелина.
Самый быстрорастущий сектор экономики — халяльный рынок. На данный момент его финансовый оборот составляет 2,1 триллиона долларов и ежегодно увеличивается еще на 500 миллионов долларов. По мнению экспертов, многие мировые бренды игнорируют огромный потенциал халяль-рынка.
"Реклама модных брендов с участием женщин в хиджабах, юные дизайнеры, делающие одежду на заказ… Означает ли это, что мусульмане стали очередным коммерческим интересом?
Так, H&M, одна из крупнейших в мире сетей магазинов модной одежды пригласила для показа одной из коллекций модель в хиджабе, известный в Великобритании бренд Marks&Spencer выпустил коллекцию мусульманских купальников, сеть торговых центров Tesco провела акцию, приуроченную к священному для мусульман месяцу Рамадан.
В 2013 году в Мельбурне прошла выставка, посвященная мусульманской моде. Faith, Fashion, Fusion: Muslim women's style in Australia была призвана разрушить традиционные стереотипы об одежде приверженец ислама.
"Часто люди видят паранджу, а не человека. Наша выставка направлена на то, чтобы показать, как мусульманка использует моду, чтобы раскрыть свою индивидуальность. Их наряды очень современные и яркие, но и скромные в то же время", — рассказала один из кураторов проекта Тасним Чопра.
По мнению Шелины, традиционные головные уборы, закрывающие волосы или все лицо, нередко вызывают непонимание. При этом хиджаб, никаб, бурка вовсе не обязательный атрибут для девушек, исповедующих ислам; в некоторых странах со значительным процентом мусульманского населения (Франции, Германии, Швейцарии и других) они вообще запрещены, так как противоречат представлениям власти о "достоинстве женщины" и мешают ей проявлять себя как полноценную личность.
Получается, женщинам по исламским законам не запрещено краситься, да и в большинстве государств внешний вид женщин регламентируется только за пределами их квартиры и мест, где мужчинам запрещено находиться. Многие этим и пользуются; даже быстрый анализ соцсетей дает понять, что большое количество восточных девушек красятся действительно ярко. В бьюти-блогах полно инструкций о том, как сделать стрелки и правильно растушевать смоки-айз.
Представления о красоте в ранее гомогенном регионе тоже разбавляются западными идеями, которые привносит не только интернет, но и знаменитые деятельные женщины. Принцесса Саудовской Аравии Дина Абдулазиз аль-Сауд очевидно ориентируется на Запад, что хорошо заметно на фоне соотечественниц.
Западные медиа, ориентированные на Восток, тоже не молчат. Да что говорить, недавно стало известно, что совсем скоро появится журнал Vogue Arabia, который возглавит как раз Дина Абдулазиз.
Кстати, в конце октября в США выходит фитнес-видеокурс Nadoona Extreme, что можно перевести с арабского как "Положись на нас". Курс ведет инструктор-женщина в хиджабе и в спортивной одежде, полностью закрывающей тело.
"В обычных фитнес-программах ты смотришь прежде всего на идеальные тела полуобнаженных инструкторов, что создает у зрителя нездоровую цель. Мы стараемся продемонстрировать, что фитнес — это не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь и зачем ты это делаешь", — рассказала продюсер проекта Надин Абу-Джубара.
"Эко-ислам"
Одни мусульмане покупают себе шкуру коров за 25 тысяч долларов, которой украшают салон своего автомобиля. Другие же (а их становится все больше и больше) по-настоящему начинают задумываться о том, какую жизнь прожили животные перед тем, как пойти на бойню.
Первым организованным сообществом стал Исламский фонд экологии и наук об окружающей среде (IFEES). Он ввел в оборот понятие "эко-джихад", чистил улицы от мусора и выпускал бюллетень Eco-Islam.
В США с 2009 года популярными становятся "зеленые рамаданы", когда на протяжении всего постного месяца мусульмане питаются по специальной органической халяль-диете, а избыток пищи перенаправляют голодающим Африки.
Другим важным аспектом для Шелины стала доступность любой информации, включая религию и образование. Автор книги приводит в пример молодого мужчину, у которого на мобильном телефоне стоит специальная "напоминалка" о том, что надо помолиться, или, например, люди в Египте, которые смотрят религиозные передачи исключительно на YouTube, нежели на телевизоре и многое другое.
"Я думаю, что самое важное сейчас — то, что мы имеем свое диджитал пространство. До этого, если вы родились в мусульманской семье, то у вас в окружении были только родственники, соседи или община. Сейчас любой мусульманин может общаться с тем, с кем захочет через Интернет", — рассказывает Шелина Джанмухамед.
Также она приводит в пример таких известных мусульманских блогеров, как Хумза Аршад — создатель Youtube канала со своими собственными комедийными сериями "Дневник плохого человека", знаменитый блогер, у которого в Instagram более миллиона подписчиков Юсеф Салех Эракат, а также Ясмин Могахед и ее речи, которые вдохновляют множество мусульманских женщин.
"Если вы попросите меня выбрать одно слово, чтобы охарактеризовать "Поколение М", то это слово будет "женщина".