Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
О Кинологическом батальоне Службы спасения особого риска (ССОР) МЧС Азербайджана я слышала многое. В этом батальоне готовят собак-спасателей.
Командир батальона полковник Рафик Гусейнов с детства интересовался собаками. Он был членом Бакинского клуба собаководства, и в армию ушел со своей собакой. После армии устроился на работу в МВД.
И вот мы в Кинологическом батальоне. Полковник сам встретил нас и пригласил на чашку чая.
Собаки из Азербайджана искали тела в Ване
По словам полковника, сегодня с целью пресечения и разрешения чрезвычайных ситуаций под руководством начальника ССОР МЧС генерал-майора Шахмара Пашаева проводится огромная работа. Кинологический батальон действует с 2007 года. В то время в батальоне было девять собак. Из них пять специализировались на поиске живых людей, а четыре — погибших.
"За короткое время мы обучили собак. Мы обучили их еще и поиску взрывчатых веществ. В то время поступало немало сигналов о взрывчатых веществах. Наша служба немедленно реагировала на эти сигналы и наши сотрудники отправлялись на место события. Но все эти сигналы были ложными", — сказал Гусейнов.
По его словам, после Ванского землетрясения в Турции в 2011 году Кинологический батальон ССОР МЧС участвовал в спасательных работах: "Мы по поручению президента, а также министра по чрезвычайным ситуациям приняли участие в спасательных работах после Ванского землетрясения. С собой мы взяли семь собак. В Ване наши собаки спасли 13 человек. Также они помогли найти 60 трупов. Мы во время этой операции также старались выявить наши недостатки, чтобы исправить их".
"В ходе операции в Ване стало известно, что мы теряем очень много времени попусту. Но это зависело не от нас. Наши собаки были большими — овчарка, доберман и лабрадор. А в районе землетрясения щели узкие, пока мы их расширяем для прохода, теряем драгоценное время. Я думал, что в таком случае мы теряем 5 минут на поиски каждого человека. 5 минут – это немало для спасения чьей-то жизни. И мы решили использовать в операциях также собак небольших пород", — отметил Гусейнов.
Но этих собак сначала пришлось обучить: "Это были охотничьи собаки. Они могли, например, загнать диких зверей, но их врожденный инстинкт не позволял нам использовать этих собак в спасательных операциях. Я понимал, что обучить этих собак будет очень сложно".
Примерно в это время Кинологический батальон посещают специалисты-кинологи из России.
"Вы знаете, что у них эта сфера развита лучше, чем у нас. Я с ними консультировался по поводу обучения маленьких собак. Они мне посоветовали отказаться от этого дела. Сказали, что у них была подобная практика, которая не увенчалась успехом. Я ничего не ответил и поставил себе цель добиться своего. Начал с поиска собак", — вспоминает Гусейнов.
По словам полковника, при выборе собаки необходимо обратить внимание на ее психику: "Этим собакам предстоит работать с людьми. Поэтому перед тобой нелегкий выбор. Я выбирал собак, которые были склонны к дружбе с человеком. И нашел то, что искал".
"Пострадавший человек понимает, что его удастся спасти"
Сегодня собаки Кинологического батальона могут пролезть в маленькую щель и отнести пострадавшему воду и лекарства. На собаках крепится камера и психолог может разговаривать через нее с пострадавшим.
По словам Гусейнова, сейчас в батальоне проходит обучение новая собака. Ее учат совершенно новым навыкам. До завершения обучения осталось немного: "При землетрясении или оползне эта собака будет стоять перед каждым пострадавшим две секунды. И мы по камере определим, сколько человек находится под завалами. Эти собаки – наши глаза. Иным способом камеру под завалы отправить невозможно".
Интерес к этим лучшим друзьям человека у Гусейнова возник с самого детства: "Я был членом Клуба собаководства, в армию ушел со своей собакой. Работал в МВД. Затем по приглашению председателя Государственного таможенного комитета, нынешнего главы МЧС Кямаледдина Гейдарова, работал в ГТК".
Первое место среди 33 стран
В 2002 году были проведены вторые Европейские игры по поиску взрывчатых веществ. "Тогда у нас собаки искали наркотики, а не взрывчатые вещества. Но и мы приняли участие в соревнованиях. К турниру подготовились в кратчайшие сроки. Азербайджан на играх занял первое место среди 33 стран. Тогда председатель ГТК спросил меня, чего бы я хотел. На это я ответил, что был бы рад организовать Кинологический центр и развивать эту сферу. Он поддержал эту идею и дал соответствующее поручение. Затем было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям. Здесь существует огромная необходимость в кинологах. И вот я здесь",- рассказывает Гусейнов.
При приеме на работу здесь учитывается отношение к собакам. Как говорит Гусейнов, без заботы, любви, животное невозможно обучить.
В настоящее время в Кинологическом батальоне 45 служебных собак. Они выполняют четыре миссии: разведка, поиск людей, санитарная помощь, поиск трупов. По словам полковника, поиск трупов — последний этап: "Поиск тел начинается не в день катастрофы. Это невозможно. Поиски начинаются через 72 часа, после того как он начинает разлагаться. У нас также имеются собаки-охранники. Они охраняют водоемы, большие объекты. Сегодня актуальным вопросом является терроризм. Некоторые наши собаки специализируются на поиске взрывчатых веществ".
Как обучают собак?
Дрессируют здесь собак по обидиенсу (общедисциплинарная тренировка), методу, принятому Международной федерацией кинологии. В целом, как говорит Гусейнов, дрессировка зависит от характера, породы собаки и от человека.
Затем мы познакомились с практикой дрессировки собак.
На наших глазах собака нашла коробку, где нами заранее был спрятан муляж взрывного устройства. Затем дрессировщица Маша познакомила нас с собакой-санитаром, которая несет лекарства и воду пострадавшим. На нее прикреплена камера. Третья собака продемонстрировала навыки преодоления преград и прохода через узкие щели.
В Кинологическом батальоне действует и бригада врачей. Когда необходимо, они даже оперируют собак. В отдельной комнате в специальных банках хранятся результаты хирургических операций.