БАКУ, 2 сен – Sputnik. "Восточное партнерство" стало ответом ЕС на расширение Евразийского союза (ЕЭС), заявил Sputnik политолог, директор аналитического центра "Стратег-PRO" Александр Ведруссов, комментируя последствия для Азербайджана от возможного создания единого экономического пространства.
Министры иностранных дел стран-членов Европейского союза (ЕС) и "Восточного партнерства" (ВП) в ходе неформальной встречи третьего сентября 2016 года в Братиславе планируют обсудить перспективы создания единого экономического пространства. Ранее министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил о том, что его страна инициирует создание единого экономического пространства между странами “Восточного партнерства” (Украина, Азербайджан, Грузия, Молдова, Беларусь и Армения).
По словам эксперта, "Восточное партнерство" не первый и, видимо, не последний проект ЕС, направленный на открытие рынков постсоветских стран для европейской продукции (как показывает практика, в обратном направлении такие проекты не работают, особенно в кризис) и усиления политического присутствия Брюсселя вдоль границ России.
Этот проект, как отметил собеседник Sputnik, стал ответом ЕС на расширение Евразийского союза и фактически пришел на смену "пробуксовывающей" Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) с участием Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии.
"За время функционирования ВП не было достигнуто ни одной из заявленных целей проекта: непривлекательный "утешительный приз" для стран, которым по сути отказано в интеграции, в принципе не может стать альтернативой ни Евразийскому союзу, ни полноценному вхождению в экономические структуры ЕС", — сказал он.
Ведруссов подчеркнул, что лично ему будущее Азербайджана, безусловно, видится в Евразийском союзе.
Он отметил, что ЕС трещит по швам, и после выхода Великобритании можно говорить о том, что объединение прошло исторический пик своей экспансии и постепенно движется к закату.
Развитием "Восточного партнерства", по мнению политолога, Брюссель делает отчаянную попытку не допустить вхождения новых стран в ЕС и "связать" уже входящие в ЕЭС страны экономическими и политическими обязательствами, которые могут замедлить их интеграцию с Россией.
"Самое главное: рынки ЕС для стран "Восточного партнерства" никто открывать не собирался и не собирается. Кстати, проект Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) между ЕС и США пробуксовывает примерно по той же причине: европейцы отказываются открывать свои рынки для американских корпораций, опасаясь конкуренции", — напомнил он.
Одновременно с этим, по словам эксперта, ни одна из стран "Восточного партнерства" не может рассчитывать на полноценную экономическую интеграцию с ЕС даже в самой отдаленной перспективе. Чем быстрей они это поймут и вступят в ЕЭС, тем более выгодными будут условия такого вступления, подчеркнул он.
Единственным, по мнению Ведруссова, экономическим препятствием для присоединения Азербайджана к Евразийскому союзу может стать нынешняя структура его экономики: нефть и газ экспортировать в богатую углеводородами Россию не представляется возможным, а членство в ЕЭС теоретически может затруднить их сбыт сугубо по политическим причинам (особенно при интенсификации "санкционной войны").
Однако, отметил он, в стратегическом плане общий рынок не только товаров, но услуг, капитала и рабочей силы с Россией для Азербайджана будет, безусловно, выгоден.
"Оставаться одновременно вне евросоюзовского и евразийского интеграционных проектов в обозримом будущем станет все трудней – надо определяться уже сейчас", — сказал эксперт.
Что касается возможных политических препятствий для вхождения Азербайджана в ЕЭС, то политолог отметил, что неразрешимых противоречий здесь тоже не наблюдается: Москва продолжит курс на выстраивание партнерских отношений как с Ереваном, так и с Баку, оставаясь сбалансированным медиатором урегулирования застарелых конфликтов в Закавказье, которые при должной воле и разумности сторон вполне могут сначала отойти на задний план, а затем и вовсе в прошлое.
Кроме этого, собеседник Sputnik посоветовал относиться весьма осторожно к информациям "источников в МИД Украины", так как, по его словам, в последние годы украинское руководство взяло за правило выдавать желаемое за действительное и зачастую видит реальность в несколько искаженном преломлении.