БАКУ, 22 авг — Sputnik. Информации из российского Минобороны о том, что летчики ВКС покинули базу в Иране, пока нет. Об этом Sputnik заявил военный обозреватель Виктор Литовкин, комментируя ситуацию вокруг нахождения российских военных на иранской авиабазе.
В Министерстве иностранных дел ИРИ заявили, что Россия приостановила использование авиабазы Хамадан. Об этом, ссылаясь на источник во внешнеполитическом ведомстве, сообщает на своей страничке в сервисе микроблогов Twitter агентство Tasnim News.
"Использование Россией иранской авиабазы Хамадан сейчас прекращено", — говорится в твите агентства.
#Russia's use of #Iran 's #Hamedan airbase over for now: FM Spokesman
— Tasnim News Agency (@Tasnimnews_EN) 22 августа 2016 г.
"Наоборот, я читал, что Тегеран предлагает России использовать и другие его базы для борьбы с ИГ. И это не исключено, в перспективе возможно. Но теперь по порядку", — сказал эксперт.
По его словам, база Хамадан — иранская, России не передавалась (в Конституции Ирана записано, что ни одно иностранное государство не может иметь военную базу на территории ИРИ). Она использовалась российскими военными, как "аэродром подскока" (есть такое выражение у военных).
То есть, объяснил собеседник Sputnik, там приземляются истребители, бомбардировщики, заправляются топливом, пополняют боезапас и летят дальше выполнять свою боевую задачу.
Политолог рассказал, что аэродром Хамадан по разрешению иранского правительства российские военные использовали для ударов по террористам запрещенной группировки "Исламское государство" (ИГ) в пригородах Алеппо, Дар эр-Зор и Ракке, так как из Ирана к ним было гораздо ближе, чем, к примеру, из российского Моздока. В одном случае нужно лететь 2500-3000 километров, в другом 700-800. При этом уходит гораздо меньше времени, топлива и энергозатрат у летчиков.
"А экономию топлива можно компенсировать увеличением количества боеприпасов. Из Моздока Ту-22М3 могли брать на борт около 8-12 тонн бомб и ракет, из авиабазы Хамадан — 22 тонны. Есть разница!", — подчеркнул Литовкин.
Кроме того, отметил военный обозреватель, так легче согласовывать поддержку дальних бомбардировщиков фронтовыми бомбардировщиками Су-34, которые тоже взлетают с иранской базы вместе с "тушками", и с истребителями Су-30МС и Су-35, которые вылетают для их прикрытия с базы Хмеймим.
Таких операций, по его словам, было три. Сейчас, когда эта задача выполнена, в том числе и с применением "Калибров-НК", запущенных российскими ракетными катерами из акватории Каспийского моря (юго-западной, видимо, в районе Лянкярана), Ту-22М3 могут вернуться домой, в тот же Моздок.
"Это не значит, что мы покинули Хамадан навсегда. Просто пока нет нужды там держать наши самолеты. Стоянка, как и их обслуживание, стоит денег. Вряд ли есть смысл их тратить без крайней необходимости", — сказал он.
Литовкин заключил, что в этой ситуации, как в фильме о Карлсоне, "он улетел, но обещал вернуться".