БАКУ, 18 авг — Sputnik. Турцию вновь сотрясают теракты. На этот раз целями террористов стал турецкий город Элязыг и провинция Ван. Насчитывается до десяти человек убитыми, и около двух сотен раненых.
Виновниками трагедии уже обозначены боевики запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК).
Конфликт Турции с данной группировкой, требующей создания независимого курдского государства, продолжается уже более 25 лет и унес более 40 тысяч жизней. РПК признана террористической организацией ООН и Евросоюзом.
В поисках виновных
Тем не менее, есть еще и США, которые не ровно дышат к этой организации. Недаром несколько месяцев назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал Вашингтон за то, что некоторые американские военнослужащие были замечены на территории Сирии в униформе с нашивками курдских Отрядов народной самообороны (YPG).
Да и Россия до сих пор не признала РПК террористической организацией. Более того, в февральском интервью Bloomberg глава представительства "Сирийского Курдистана" в Москве Роди Осман заявил, что Россия пообещала защитить курдских ополченцев в Сирии в случае вторжения Турции, поэтому подобный шаг Анкары может привести к "большой войне".
"Россия отреагирует на вторжение. Это касается не только курдов, она будет защищать территориальную целостность Сирии", — заявил Осман.
Но сегодня, как известно, отношения между Россией и Турцией значительно изменились. Москва и Анкара с каждым днем становятся все ближе. И весьма сомнительно, что российской стороне может быть на руку взрывать Турцию руками курдов.
Так кто же в действительности стоит за терактами в Турции, произошедшими накануне, и кому они могут быть на руку в условиях сближения Москвы и Анкары? Западу, США или "Исламскому государству" (ИГ)? И может ли Россия в ближайшем будущем выполнить просьбу Турции и признать РПК террористической организацией?
Вопросов слишком много, а ответов мало. Но все же они есть.
Западу не выгодны атаки ИГ в Турции
Так, например, турецкий политолог Энгин Озер считает, что это РПК, как и прежде, продолжает свои террористические атаки в Турции.
"Но при этом есть факты, который указывают на то, что в восточной части их влияние уменьшается, так как курды устали от конфликта, да и народная поддержка уменьшилась", — отметил он.
Что же до ИГ, тот тут эксперт подчеркнул, что в Вашингтоне сегодня понимают: если атаковать будет именно эта организация, то это поднимет антиамериканские настроения в Турции и увеличит популярность Эрдогана. А Западу это в данный момент не выгодно.
Если же говорить о признании Россией РПК террористической организацией, то Турция давно просит ее об этом, подчеркнул Озер.
"Для чего это нужно? Анкара хочет, чтобы Москва признала РПК террористической организацией и тем самым приняла санкции в отношении боевиков. Но готова ли Москва это сделать? Думаю, нет", — сказал он.
Террористы и политика по разным углам
В свою очередь, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев в беседе со Sputnik назвал ошибкой проведение каких-либо прямых зависимостей между террористической активностью и политикой какого бы то ни было из вышеперечисленных государств.
"Я также не переоценивал бы влияние государственных служб на террористические группировки", — сказал он.
По его словам, у террористической активности в Турции есть собственная динамика, и если она и связана с международной ситуацией вокруг страны, то косвенно, опосредованно.
Рука Гюлена
В свою очередь, азербайджанский политолог Ильгар Велизаде связал теракты в турецком государстве с активизацией усилий Турции по нейтрализации РПК.
Уже несколько лет активно проводятся операции по уничтожению военизированных групп курдской партии, и теракты, скорее всего, связаны именно с этими действиями.
Непосредственно увязывать эти теракты с ситуацией в регионе сложно. Но в то же время нельзя отрицать, это все это имеет серьезный внутриполитический контекст.
Да, у боевиков есть поддержка со стороны других государств, но говорить, что они сегодня заинтересованы в обострении ситуации в Турции, сложно.
При этом Велизаде не исключил, что в этом могут быть заинтересованы структуры, апеллированные с гюленовским движением. Сегодня широко развернулась компания против Гюлена, отметил он. И структуры, как-то с ним связанные, как минимум могут быть заинтересованы в том, чтобы правоохранительные органы Турции были отвлечены на террористическую активность.
Москва выжидает
Что же до того, может ли Москва признать боевиков РПК террористами, то эксперт отметил, что турецкая сторона вновь будет обращаться с этой просьбой к российским коллегам.
"Но я думаю, что этот вопрос решится не скоро, — отметил эксперт. – Такие обращения Турция делала и в прошлые годы".
Даже если Россия и не признает РПК террористической организацией, но, возможно, будет открыт какой-то канал взаимодействия между турецкими и российскими правоохранительными органами, где и будет проталкиваться эта идея.
Одним словом, сегодня как внутри Турции, так и вокруг нее, протекают весьма концентрированные процессы, которые так или иначе затрагивают интересы многих стран и народов.