Аяз Яшылярпаг, Sputnik Азербайджан
В городе Гусар, что на севере Азербайджана, расположены четыре деревни, названия которых оканчиваются на "гала", что означает "крепость": Гасангала, Бедишгала, Бадиргала и Гюндюзгала. По преданию, названия этих населенных пунктов связаны с именами четырех братьев – Гасана, Бадиса, Бадира и Гюндюза.
Древние холмы для передачи вестей
История деревни Гюндюзгала уходит корнями в глубокую древность. Так, на территории села было обнаружено древнее поселение Гюнютепе, которое ученые отнесли к III-VII векам, а государство внесло в "Список материальных памятников истории и культуры республиканского значения".
По словам одного из пожилых жителей Гюндюзгала Логмана Абусамедова, большинство холмов на данной территории имеют искусственное происхождение, то есть созданы руками человека. Множество похожих друг на друга холмов встречается вплоть до Дербента.
"Я беседовал с представителями старшего поколения и пришел к выводу, что эти холмы были созданы для передачи вестей. На них зажигались костры, которые извещали всех в округе о какой-то трагедии или, наоборот, радости, а при опасности предупреждали о нападении врагов", – говорит собеседник Sputnik.
Жертвы дашнакской резни
Среди местных жителей живет еще одна легенда – о четырех братьях, и она кажется более реалистичной.
На сельском кладбище есть старая заросшая травой могила, поверх которой уложены четыре речных камня. Директор сельского дома фольклора деревни Гюндюзгала Джаиз Новрузов говорит, что в 1918 году в этом месте были похоронены четыре брата из семьи Салмановых, погибшие в боях с армянскими дашнаками в месте под названием Qanlı dərə ("Кровавая долина"), что находилось рядом с деревней Дигях Губинского уезда.
Согласно многим источникам, во время резни в Губе, учиненной в тот год армянскими дашнаками над мирным мусульманским населением, было разорено 162 деревни, из них 27 были сожжены вместе с жителями, уничтожено в общей сложности свыше 16 тысяч человек мирного мусульманского населения, в том числе около 12 тысяч лезгин, более четырех тысяч азербайджанцев и татов.
Гусар — "фольклорная столица" Азербайджана
Деревня Гюндюзгала не такая уж и большая – около 300 дворов, где проживает немногим более одной тысячи жителей. Дорога из деревни в районный центр асфальтирована, поэтому добраться туда довольно просто.
Сельская мечеть, которой более двух веков, также недавно была отреставрирована.
Гюндюзгала считается культурным центром Гусара. В местном доме фольклора организовано три ансамбля: народный коллектив танца Şahdağ, ансамбль народных инструментов и фольклорный ансамбль Kudu.
В 2016 году Гусар был объявлен "фольклорной столицей" Азербайджана, поэтому дел у ансамбля Kudu заметно прибавилось.
Годами Kudu представляет зрителям в театрализованной форме старые народные поверья. Одна из пожилых жительниц деревни Гюндюзгала Гыз Досталиева рассказывает о том, что в прежние времена в засуху люди совершали специальные обряды. Они собирались в группы, брали в руки посуду, колотили ею друг об друга и ходили по деревне, стучась в двери. Хозяин дома выходил и наливал на голову человека, олицетворявшего мифическое существо Куду, туловище которого выше пояса покрыто зелеными ветками, стакан воды, давал ему два яйца или сладости.
Сегодня деревня меняет свой внешний облик. Ограды, которые строились из земли и речных камней, сменяются высокими каменными заборами. Большинство домов построено на современный лад. Молодежь во многом стремится перенимать все новое.
Однако, жители Гюндюзгала все еще не отказались от прежнего образа жизни, в том числе своей традиционной кухни. Ежедневные потребности в продуктах люди покрывают, что называются, за счет собственного производства. Почти во всех дворах держат домашних животных и птиц.
Хлеб своими руками
Женщины деревни Гюндюзгала, как и все остальные лезгины Азербайджана, печь, в которой готовят хлеб, называют "хяряк". Ее делают из особой желтой глины, куда добавляют козлиную шерсть и керамический порошок, который также изготавливается вручную из старой посуды.
Разия Абдулрзаева – мастер по изготовлению "хяряков", уже на пенсии, но все равно не хочет расставаться с любимым ремеслом, которому ее обучила бабушка.
По ее словам, во время свадьбы в деревнях гостям подают не только кябабы и другие вкусные блюда, но и кутабы из зелени и мяса, которые также готовят в хяряках. Ведь хлеб, пропитанный ароматом родной земли, запеченный в очаге родного дома, не позволит человеку забыть Родину…