И спустя 43 года, как в первый раз…

© Photo : PUBLIC DOMAINКадр из художественного фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр из художественного фильма Семнадцать мгновений весны - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Когда в очередной раз смотрю этот увлекательный фильм, вспоминаю первый показ, август 1973 года, дачный массив Ляиш и старенький телевизор "Рубин", на экране которого я впервые увидел этот шедевр советского киноискусства.

Когда вспоминаешь годы, оставшиеся позади, то обязательно в памяти всплывают знаменательные события, которые сопутствовали этим датам. 

Лето… Откровенно скажу (зная, что останусь в явном меньшинстве), что это время года я никогда не жаловал. Ну не люблю я жару, хотя отдаю должное всем дивидендам, которыми нас наделяет лето.

В семидесятые годы летом в Баку было очень душно и жарко (как, впрочем, и ныне) и население города предпочитало проводить свой отпуск за пределами Азербайджана или же на дачах, прячась от солнца в тени деревьев. Но от городских привычек, тем не менее, не отказывались.Вечером все собирались вокруг телевизора, особенно если было что-то действительно интересное и привлекавшее внимание. В 1972 году таким событием бесспорно были телетрансляции из Мюнхена, где проходили ХХ летние Олимпийские игры. Это были великолепные игры, и когда я их вспоминаю, то первым делом приходит на память легендарный прыжок Бимона и незабываемая победа советских баскетболистов над американцами в финале. Всего за три секунды до окончания финального матча американцы вели в счете, однако филигранный пас Едешко через всю площадку, который блестяще использовал Александр Белов, принес победу советской сборной. Но разговор сегодня пойдет не о 1972 годе. 

Вячеслав Шехов - Sputnik Азербайджан
Золотые парни "бронзового" года: вратарь-кошка

В 1973 году, с 11 по 24 августа, по Центральному телевидению СССР состоялся первый показ многосерийного художественного фильма "Семнадцать мгновений весны". В основе фильма лежал сюжет одного из романов популярного писателя Юлиана Семенова – автора многочисленных книг о приключениях советского разведчика Исаева, работавшего в разведке фашистской Германии под именем Макса Отто фон Штирлица. 

Военная драма о советском разведчике, внедренном в высшие эшелоны власти гитлеровской Германии, снималась с 1971 по 1973 год. Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям из-за визита в эти дни Леонида Брежнева в ФРГ. Фильм приобрел широкую популярность в Советском Союзе во время премьерного показа, в связи с чем повторный показ состоялся уже через три месяца. 

Генерал-лейтенант в отставке Керим Алиевич Керимов - Sputnik Азербайджан
В лицо этого азербайджанца знали только космонавты

Этот уникальный телепроект состоялся лишь благодаря таланту и настойчивости режиссера Татьяны Лиозновой. Не только на главные, но даже на эпизодические роли в этом фильме были приглашены крупнейшие актеры. В главной роли Исаева-Штирлица выступил Вячеслав Тихонов. Образ его основного противника – шефа нацистской политической полиции (гестапо) Мюллера прославил уже немолодого артиста Леонида Броневого. Хотя внешне Броневой совершенно не напоминал худощавого брюнета Мюллера, тем не менее актеру удалось так мастерски сыграть нацистского изувера, что он полностью убедил телезрителей в достоверности своего персонажа.

В ролях антифашистов, помогавших Штирлицу в его борьбе, выступили Ростислав Плятт (пастор Шлаг) и Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер). В числе актеров, сыгравших руководителей фашистской Германии, ее разведки и армии, были Юрий Визбор (Борман), Олег Табаков (Шелленберг), а также Николай Гриценко (генерал в поезде). Блестяще сыграл роль негодяя и соглядатая Лев Дуров. 

Телеведущий Виталий Вульф - Sputnik Азербайджан
Памяти Виталия Вульфа…

Женских ролей в этом фильме было немного. Единственная крупная женская роль досталась актрисе Екатерине Градовой (советская разведчица-радистка Катя Козлова, она же Кэтрин Кин). Однако зрителям запомнились и эпизодические женские образы: великолепная фрау Заурих (Эмилия Мильтон), Габи (Светлана Светличная), а также пьяная проститутка из бара (Инна Ульянова). А как убедительна была Элеонора Шашкова в бессловесной роли жены Исаева!

Прошло 43 года. Этот фильм и в наши дни смотрится с нескрываемым интересом. Великолепный литературный материал вкупе с блестящей режиссурой и крупными актерскими удачами сделали его классическим и нестареющим произведением советского кинематографа. Нынешнее поколение с интересом смотрит эту многосерийную картину, которая снята так филигранно, что не только заставляет следить за приключениями Штирлица, но и знакомит телезрителей с историей Второй мировой войны. А когда я в очередной раз смотрю этот увлекательный фильм, вспоминаю первый показ, август 1973 года, дачный массив Ляиш (что под Баку) и старенький телик "Рубин", на экране которого я впервые увидел этот шедевр советского киноискусства. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0