БАКУ, 6 авг — Sputnik. Реджеп Тайип Эрдоган, как бы к нему ни относились, движется по эволюционному пути, заявил Sputnik политолог Ильгар Велизаде, комментируя противостояние, существующее между президентом Турции и основателем террористической организации FETÖ/PDY Фетхуллахом Гюленом.
Второй уголовный суд Стамбула накануне вынес решение о задержании Гюлена. Обоснованием названо указание об организации 15 июля попытки государственного переворота в Турции, когда группа военнослужащих ВС страны, состоящих в рядах террористической организации, предприняла попытку вооруженного захвата власти.
Прогрессивные исламисты у власти
По словам эксперта, на протяжении последних 14 с небольшим лет у власти в Турции находится партия, которая в остальном мире рассматривается как неоисламистская, или исламистская модернистского толка.
Политолог напомнил, что партия справедливости и развития (ПСР) берет свое начало в 90-х годах от своей предшественницы, партии, возглавляемой ныне покойным Неджметтином Эрбаканом (премьер-министр Турции с 1996 по 1997 год), которая тогда же на короткое время пришла к власти в стране. После гонений она была закрыта, а сегодняшняя ПСР является ее перерождением.
"Естественно, в 90-е годы на политическом небосклоне Турции фактически не было других партий, позиционирующих себя как прогрессивные исламисты. ПСР считалась светской партией, и в то же время придерживалась определенных канонов и традиций ислама", — сказал он.
Собеседник Sputnik отметил, что в то время вокруг идей ПСР объединялось очень много людей, в том числе и представители теолога Гюлена, который в принципе поддерживал идеи Эрбакана, а впоследствии и Эрдогана.
Пути разошлись
Но потом в какой-то момент их позиции стали расходиться, сказал эксперт, связав это с тем, что практическая политика Эрдогана пошла вразрез с интересами Гюлена, преследовавшего совершенно иные цели.
Но, отметил Велизаде, за тот период, пока их цели в той или иной степени совпадали, Гюлен сумел реализовать и в Турции, и за ее пределами серьезные проекты, совпадающие с его идеей формирования так называемого государства с идеологией, им самим же и разработанной.
"Это не классическая исламская идеология, а скорее некий синтез, базирующийся на авторитете самого Гюлена. Не зря эту систему часто сравнивают с неким мафиозным кланом, где во главе стоит идеолог-основатель и соответствующие идеи, которые им же и формулируются", — сказал он.
Что же до "Параллельного государства", о котором в Турции сегодня все говорят, то, по словам политолога, это структура, которая сформировалась в стране и была довольна мощной. И когда к власти пришел Эрдоган, то, естественно, он и его последователи ставили своей задачей трансформацию политической системы посредством реформирования.
Новые реформы
Поэтому, отметил Велизаде, начиная с 2007 года в Турции последовательно реализуются реформы, направленные на трансформацию политической системы в нечто более новое, для новых условий. Это реформы комплексные, они охватывают и избирательную систему, и трансформацию существующих политических институтов.
"Реализация этих реформ с некоторых пор стала сталкиваться с сопротивлением группы Гюлена, также за прошедшие годы получившей довольно серьезную подпитку, и, так или иначе, не вступая в противоречия с правящей партией и с ее идеей, получившей возможность развиться, расширять круг своих интересов, круг вовлеченных людей", — отметил эксперт.
Но после того как реформы, осуществляемые Эрдоганом стали, по мнению собеседника Sputnik, противоречить деятельности организации "Хизмет", которую возглавляет Гюлен, началось столкновение интересов. Причем, поскольку охват деятельности Гюлена был очень широким, то столкновения начались практически во всех отраслях. И в них проявились элементы кризиса власти.
Схлестнулись в борьбе за власть
Велизаде подчеркнул, что на сегодняшний день эти два направления и вовсе схлестнулись в борьбе за власть. Представители правящего истеблишмента начали с представителями Гюлена борьбу, которая сегодня ведется по всему миру. И в этой борьбе не может быть перемирия, должен быть только победитель – поскольку, если его не будет, то всегда есть шанс на реванш.
Сегодня, по мнению политолога, Гюлен хочет вернуть утраченные позиции и ведет сторонников к политическому олимпу Турции, чтобы захватить власть, чтобы этот самый неоисламизм образца 90-х годов начал развиваться по его сценарию, и чтобы политическая система Турции развивалась так как это видит он, а не Эрдоган.
"Эрдоган, как бы к нему ни относились и какие бы радикальные реформы он ни предлагал, в своем сценарии пошел по эволюционному пути. Гюлен же разработал новую концепцию турецкой государственности, где основным идеологическим посылом выступает его так называемая нурсистская идеология", — сказал он.
Неизвестная концепция Гюлена
При этом, подметил эксперт, самое интересное, что свою концепцию он нигде не афиширует. И нигде нельзя прочитать и понять, какой может быть Турция при Гюлене.
Велизаде сказал, что только по различным разрозненным источникам мы можем предполагать, что гюленовская Турция – это модернизированная османская Турция с ярко выраженными приметами приспособленного под нынешние условия ислама. То есть, трансформированная исламская модель турецкого общества, в которой места для светской Турции практически нет.
"Его модель абсолютно противоречит существующей Конституции. Эрдоган также не согласен с некоторыми моментами Конституции, но он пытается эволюционировать путем предлагаемых им изменений. По Гюлену же это будет новая форма клерикального государства. У Эрдогана этого нет", — считает Велизаде.
По мнению собеседника Sputnik, проблема заключается в том, что сам Гюлен от этого открещивается. Поскольку он понимает, что, если предложит эту модель сейчас в открытую, то турецкое общество, которое его поддерживает, от него отвернется. Его неуязвимость – именно в этой скрытности.