БАКУ, 3 авг — Sputnik. Площадка Армейских международных игр – 2016 (АРМИ–2016) действительно эффективна для переговоров, сказал Sputnik Persian иранский политолог и эксперт по ближневосточным проблемам и взаимоотношениям России и Ирана, профессор Тегеранского университета Джахангир Карами (Jahangir Karami), рассуждая о масштабах предстоящих российско-иранских учений.
Напомним, что Россия и Иран в рамках расширения военного сотрудничества договорились о проведении совместных военных учений, об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с бригадным генералом Вали Мадани, руководителем иранской делегации, приехавшей на АРМИ-2016, которые проходят в России и Казахстане в эти дни.
По словам эксперта, неслучайно Иран имеет солидное представительство на Играх: это семь военных армейских отрядов Корпуса стражей исламской революции (КСИР); всего же задействованы 204 военных.
Собеседник Sputnik рассказал, что в рамках этого мероприятия состоялись встречи и переговоры военных командиров иранской команды с министром обороны РФ о проведении совместных военных учений.
"У наших стран солидный послужной список проведения совместных маневров. В прошлом году состоялись военно-морские учения иранского флота в водах России на Каспии. Проводились и совместные военные учения трех стран, России, Ирана и Сирии, в Средиземном море", — сказал он.
Вполне естественно, заметил Карами, что в рамках военного сотрудничества двух стран в Сирии и с учетом совместных интересов Ирана и России в борьбе с терроризмом в самых разных регионах, в том числе и на Каспии, проведение совместных военных учений всегда имело и будет иметь особую важность.
И соответственно, по его словам, эти мероприятия могут помочь подготовить наши военные силы для проведения реальных совместных операций в борьбе с общим врагом, а также для обеспечения стабильности и безопасности в регионах с общими интересами.
"Отрадно, что военное сотрудничество ИРИ и РФ продолжается, выходит на новый уровень. Практика учений позволяет более качественно подготовить военные силы для совместной борьбы с общими угрозами", — сказал он.
Также, рассказал эксперт, с учетом того, что в прошедшие годы велись активные переговоры по решению вопроса разграничения дна Каспийского моря, сторонами был подписан ряд важных документов. Одно из значимых событий в этом направлении – встреча в Баку, где было подписано соглашение о безопасности.
Этот документ, по его словам, предусматривает подготовку военно-морских сил всех прикаспийских государств для борьбы с общими угрозами.
Поэтому, по мнению Карами, следует ожидать совместные военные учения не только Ирана и России, но и с участием других прикаспийских стран: Азербайджана, Казахстана, Туркменистана.
В свою очередь, ведущий эксперт по международным вопросам исследовательской группы по Евразийскому региону Научного центра стратегических исследований при Совете по целесообразности принимаемых решений ИРИ Афифе Абеди (Afifeh Abedi) также высказалась о важности тесного военного сотрудничества России и Ирана, играющем первостепенную роль в стабилизации политического климата и безопасности в неспокойных регионах, таких, как Ближний Восток.
По ее словам, во-первых, договоренность России и Ирана о проведении совместных военных учений – это, прежде всего, важный шаг вперед в развитии двусторонних отношений. Абеди подчеркнула, что с учетом геополитической близости и общности стратегических целей Ирана и России, тесное военное сотрудничество всегда было необходимым.
Эксперт отметила, что разрешение вопроса по иранской ядерной программе, а также успешное взаимодействие в военной сфере стран в Сирии создало благоприятную почву для еще большего укрепления военного сотрудничества.
По ее мнению, интенсивность этого сотрудничества была наглядно подтверждена в процессе проведения совместных военных операций в Сирии.
"Поэтому считаю, что такая кооперация, в том числе проведение военных совместных учений, является отличной подготовкой для применения полученных и отработанных военных навыков в совместных миссиях", — сказала она.
По словам эксперта, те учения, о которых заявил Шойгу, могут проводиться как на море, так и на суше, и даже в воздухе. Тем более, что опыт проведения таких действий есть, в том числе и на Каспии.
Она также отметила, что проведение подобных совместных мероприятий укрепляет ценность реализации программы общих российско-иранских интересов и целей перед лицом недоброжелателей, которые постоянно вмешиваются в дела региона.
Абеди подчеркнула, что Иран и Россия также нацелены на укрепление военно-технического сотрудничества на море за счет проведения совместных маневров в свободных водах. Опыт военных учений России на Каспийском море и опыт военных маневров иранского флота в Персидском и Оманском заливах показывают всю мощь и морской потенциал двух стран.
По ее словам, у Ирана и России есть общие политические интересы в таких регионах, как Кавказ, Ближний Восток, Центральная Азия. Особое внимание страны уделяют борьбе с терроризмом. Кроме того, есть и такой фактор: некоторые мировые державы на повестке дня ставят цель ослабить мощь двух стран, вести борьбу против Ирана и России.
"А такой феномен, как ИГ (запрещенная террористическая организация "Исламское государство" – ред.), показал всему миру, насколько опасна эта группировка, новые угрозы которой даже невозможно предсказать", — отметила она.
Поэтому, по мнению Абеди, тесное военное сотрудничество Ирана и России – это залог поддержания стабильности и безопасности в регионе. Ведь разные вызовы и угрозы с каждым днем могут расти.
Эксперт также подчеркнула, что не стоит исключать и разрушительную деятельность экстремистов и религиозных фундаменталистов на Северном Кавказе и Центральной Азии, а Ближний Восток погружен в глубокий кризис, который длится до сих пор.