Шахпери Аббасова, Sputnik Азербайджан
Художественная вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства, в Азербайджане имеет давнюю историю. Сложно найти азербайджанскую семью, в доме которой не хранились бы образцы нежной вышивки, что, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней как память о предках.
Наиболее широкое распространение в Азербайджане получил один из видов вышивания — текелдуз (тамбурный шов).
Древний край мастеров – город Шеки – также известен и как родина текелдуза. Значительное влияние на развитие здесь этого вида рукоделия оказало шелководство. Ранние образцы текелдуз являются жемчужинами азербайджанской культуры.
Профессиональные мастера в лавках по продаже текелдуз работали только над этим видом вышивки, но в домах женщины создавали настоящие произведения искусства в стиле гюлябетин, хандуз, зерендуз, мунчук (используя бисер), пилек (плоские пуговицы), отуртма, ортма и другие.
Вышивкой текелдуз, как правило, украшались женская одежда, наволочки больших подушек, мутаки (небольшие диванные подушки), коврики для ванной, хамамов.
В XIX веке мастера по вышивке в основном работали на тафте, сукне, бархате темно-красного, черного, зеленого, темно-синего, вишневого цвета.
В настоящее время в Шеки текелдузом занимаются десятки женщин.
Собеседница Sputnik – одна из самых известных здешних мастериц, Сахавет Акберова. Ее дед, Рза Тагизаде, в свое время был знаменитым мастером, а мама, Мехтарем ханум, также была известной на всю округу мастерицей.
Акберова отметила, что в Шеки этот вид прикладного искусства получил широкое распространение в конце XVIII – начале XIX веков. Слово текелдуз (tək əllə düz), означает "нанизывать одной рукой".
В прежние времена этим искусством занимались мужчины, продолжает она. Примечательно, что люди использовали текелзуд, когда хотели отправить послание тем, кто находился вдали от дома, а также заключенным под стражу, которым запрещалась переписка с семьей. Дело в том, что по технике этой вышивки каждый узор означает какое-то словосочетание, тем самым люди могли с помощью нескольких знаков "писать" целые предложения.
По словам Акберовой, текелдуз — очень нежная и тонкая работа, которая требует много терпения и времени: "Бывает, что над одной вышивкой приходится работать по 3-4 месяца. Небольшую работу можно сделать за 20 дней, месяц".
Над одной из своих работ мастерица трудилась целый год: "Это вышивка по мотивам поэмы "Лейли и Меджнун" Мухаммеда Физули. Для этой работы требовалось вышивать очень тонкие, мелкие узоры. Эту мою работу захотели купить в Министерстве экономики, но они отказались дать мне сумму, которую я просила, поэтому я и не продала".
По ее словам, иностранцы отдают предпочтение вышивкам небольших размеров, украшенными узорами бута, а женщины больше покупают наволочки для подушек, расшитые разноцветными нитями.
Сахавет ханум говорит, что привязана к этому искусству всей душой: "Это прекрасное искусство, оно стоит потраченных на него сил. Текелдуз – это часть моей жизни, без которой я не смогу жить. Я работаю иглой и сахной (пяльцами), которые остались от моего деда. Когда я работаю другой иглой, узоры не получаются так, как мне хотелось бы. Поэтому я храню инструменты, оставшиеся мне от деда, как зеницу ока".
По ее словам, она старается передать владение этим ремеслом молодому поколению.
"Моя главная цель – не допустить, чтобы искусство художественного вышивания забывалось. Оно досталось нам от наших предков, и не должно пропасть или быть присвоено другими", – говорит мастер вышивки.
Работы нашей собеседницы многократно демонстрировались на выставках образцов декоративно-прикладного искусства, проводимых в Азербайджане, в регионе и далеко за пределами страны, были награждены дипломами.