БАКУ, 15 июл — Sputnik. Грузовик несся, сметая на своем пути, металлические барьеры и тела — это самое страшное воспоминание, которое повторяет каждый очевидец жестокого теракта, потрясшего Ниццу в четверг, в национальный праздник Франции.
"Ну а что его могло остановить, в нем же тонн пятнадцать! Он, может, и не очень быстро ехал, но сносил все. Люди кричали, разбегались, но не все успели", — рассказывает молодой человек, стоящий у оцепления на Английской набережной. На его плечи накинут флаг Франции.
Еще один очевидец — россиянин, приехавший в отпуск, рассказывает, что грузовик двигался со скоростью примерно 50 километров в час.
"Было ощущение, что он не снимал ноги с педали газа. Ехал себе прямо. Единственное, что нарушало его траекторию — это тела. Он сбивал людей, переезжал их на машине. Мы сидели в кафе, потом зашли в отель, но подумали, что если будет перестрелка — в отель тоже могут зайти. Вышли на улицу — а люди погибшие уже лежат накрытые. Знаете, чем их накрывали? Скатертями из кафе. Вот так выносили просто и накрывали", — рассказывает загорелый мужчина в шортах. Теракт не повлиял на его планы, впереди еще три дня отпуска, которые он проведет в Ницце.
СЛЕЗЫ
Те, кто успел укрыться от смертоносной машины, не могут найти себе места. Многие очевидцы вчерашних событий возвращаются к месту трагедии. Они просто стоят или сидят у металлических барьеров, иногда — утирают слезы и неохотно разговаривают с другими людьми.
"Я был здесь вчера, видел этот ужас. Мы с семьей пошли смотреть салют, был праздник, хорошее настроение. И тут грузовик. Он проехал совсем рядом, еще бы чуть-чуть и я бы погиб. Я видел этих людей на асфальте… Я мог бы умереть. Но — хвала Господу — я не умер", — рассказывает пожилой мужчина, стоящий у ограждения лицом к набережной. У него дрожит голос. Руки, которыми он вытирает глаза, тоже дрожат
Другой мужчина у другого полицейского кордона слез не сдерживает. Он сидит спиной к стене дома, и из-под его темных очков стекают слезы.
"Мы оставили друга у Макдональдса, отошли ненадолго, а когда пришли… Люди уже лежали на земле. Это был праздник, праздник французского государства, а стал день, когда разрушились семьи. Ему было 27 лет, я даже не знаю, зачем мы тогда разошлись… Пошли на праздник втроем, а вернулись вдвоем. Почему так? Не знаю, я ничего не знаю, я не могу говорить, извините", — собеседник отворачивается, пытаясь унять слезы.
БЕДА МИНОВАЛА
Многие из тех, кто изначально собирался пойти смотреть фейерверк, сейчас благодарят Бога или обстоятельства за то, что не оказались на набережной.
"Мы живем на этой самой набережной, окна выходят на нее. Пошли вечером с внучками на море, но стало холодно, и мы решили вернуться домой. Замерзли, поднялись — ну сколько мы на лифте поднимались, минуты четыре. Уходили из музыки и радости, а как зашли в квартиру — крики. Выбежали на балкон, ничего не понятно, все бегут, кричат, плачут. Так весь вечер и простояли, выходить боялись", — говорит мужчина.
Причины не пойти на гуляния были разные — еще одна моя собеседница устала и решила не тратить сил на прогулку.
"Мы только прилетели вчера вечером, я устала, и гулять уже решили не идти. Вы знаете, я вот летела сюда с плохим предчувствием. Даже дочке сказала, что боюсь чего-то, везде теракты нигде не спокойно. А она еще так меня успокаивала! Какие же, говорит, теракты, на юге Франции? А вот какие", — говорит она.
ПЛОХАЯ ПРИВЫЧКА
Франция к терактам не то чтобы привыкла, но, кажется, удивляется им все меньше. У людей сформировался определенный шаблон поведения, те действия, которые они делают почти автоматически, стараясь разделить горе других и облегчить свои переживания. Как и после терактов в Париже — стремление продолжать жизнь, несмотря на горе.
В Ницце в окнах домов стали вывешивать французские флаги, возникают стихийные мемориалы — они встречаются то там, то тут на всей протяженности оцепления. Букеты цветов, свечи. Записки. Столик у кафе, на котором пачка бумаги и красный фломастер. Слова поддержки на разных языках.
На пляже особенно лазурного сегодня моря загорают люди, другие люди сидят в кафе, третьи несут домой "улов" с распродаж. Продолжают жить.