БАКУ, 5 июл — Sputnik. Эскалация на армяно-азербайджанской границе и линии соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха 2-5 апреля не должна никого удивлять, говорится в опубликованном в понедельник, 4 июля, отчете Международной кризисной группы.
В отчете отмечается, что в результате боев с использованием ракетных комплексов, тяжелой артиллерии, танков, беспилотных летательных аппаратов и хорошо подготовленных сил специального назначения Азербайджан вернул стратегически важные территории.
По словам авторов документа, крупнейшая за последние годы эскалация привлекла внимание соседних стран и ключевых мировых игроков к проблеме, которую ошибочно называют замороженной.
Возобновление активных военных действий, вероятно, может быть гораздо более разрушительным, чем в апреле. Существует серьезный риск применения ракет высокой дальности, что приведет к большим жертвам среди мирного населения в попытке получить решающее преимущество, говорится в отчете.
Также отмечается, что боевые действия в апреле привели к тому, что общественность в Азербайджане и Армении еще больше стала тяготеть к военному решению конфликта, нежели все последние 25 лет.
По мнению авторов отчета, Россия видит себя в качестве регионального арбитра, что не в последнюю очередь связано с ее тесными взаимоотношениями с Арменией. В свою очередь, Турция тесно сотрудничает с Азербайджаном в военной, энергетической, политической и экономической сфере.
При этом, по мнению авторов исследования, региональный контекст сильно изменился в прошлом году. Между Москвой и Анкарой появилась напряженность в отношениях, Иран все еще не определил свой подход к региону, но демонстрирует амбиции претендовать на ведущую роль, пишут авторы отчета.
По их мнению, все еще существуют разногласия между Россией и Западом, при этом в случае с Восточной Европой они, возможно, еще больше, чем с Сирией.
Москва, позиционируя себя ключевым посредником и гарантом безопасности в карабахском урегулировании, стремится тем самым укрепить свои стратегические позиции в регионе, который считает своей сферой интересов, в том числе путем налаживания более тесных отношений с Баку, говорится в отчете.
Как известно, президенты Азербайджана и Армении 16 мая договорились вести переговоры по всеобъемлющему урегулированию. Тем не менее, считают разработчики документа, после последней встречи в Санкт-Петербурге 20 июня импульс в заявлениях начал слабеть.
О ходе урегулирования Карабахского конфликта читайте здесь >>
Также отмечается, что сопредседатели Минской группы должны участвовать в посреднических усилиях на высоком политическом уровне для того, чтобы придать урегулированию необходимый вес. Для прогресса в направлении возможного всеобъемлющего урегулирования необходимо параллельное укрепление доверия и мер безопасности.
Сопредседатели МГ ОБСЕ, по мнению авторов отчета, должны использовать все свое влияние для того, чтобы добиться уступок, в частности, от Армении – чтобы та вернула оккупированные территории Азербайджана, и работать с Азербайджаном в вопросе установления надежных мер гарантии безопасности и принятия промежуточного статуса для Нагорного Карабаха.
Они должны также привлечь Турцию для использования своего влияния в поддержку мирного процесса, считают авторы документа, по мнению которых, Европейский союз должен продолжать оказывать сильную политическую поддержку Минской группе, в том числе посредством двусторонних контактов с Баку и Ереваном.
Сочетание действий ключевых стран ЕС, считают авторы отчета, в частности Германии и членов Минской группы ЕС, в вопросе подготовки конкретных предложений по укреплению безопасности, может стать особым вкладом в процесс урегулирования. Кроме того, ЕС должен планировать финансовые вливания в постконфликтное восстановление.
Однако, ничто из вышеперечисленного не означает окончательного урегулирования карабахского конфликта. В то же время, своевременные и скоординированные действия в вопросе возвращения оккупированных территорий Азербайджана, установление надежных мер гарантии безопасности и принятие промежуточного статуса для Нагорного Карабаха может помочь вывести мирный процесс из нынешней тупиковой ситуации и продвинуть его в правильном направлении, говорится в отчете.
Рекомендации странам:
1. Воспользоваться нынешним проявлением международного интереса и поддержки прогресса мирных переговоров для достижения компромисса с целью снижения вероятности возобновления войны.
2. Соблюдать режим прекращения огня, строго воздерживаться от провокационной риторики и создать постоянный канал связи для обсуждения ситуации на международной границе и линии соприкосновения, а также подготовки встреч на уровне глав государств и министров иностранных дел.
Рекомендации Минской группе, ЕС и действующему председателю ОБСЕ:
3. Объяснить армянским и азербайджанским властям путем политического взаимодействия на высоком уровне важность использования имеющихся возможностей, потому что новая, более серьезная, эскалация вероятнее, если нет прогресса в урегулировании.
4. Подготовить стороны к компромиссу путем возобновления усилий по поощрению диалога между армянами, в том числе в Нагорном Карабахе, и азербайджанцами, в том числе внутренне перемещенными лицами (ВПЛ); развивать идеи по продвижению контактов между людьми, обеспечить прозрачность и подотчетность в процессе посредничества и публичное обсуждение того, как будет осуществляться решение конфликта; работать с официальными лицами, средствами массовой информации и группами гражданского общества в рамках этого диалога.
5. Страна-глава ОБСЕ (Германия) должна оказать сопредседателям МГ практическую поддержку, включая помощь с механизмом расследования и повышения роли мониторинга личного представителя действующего председателя ОБСЕ.
6. С учетом нынешних условий дать импульс работе Группы высокого уровня по планированию ОБСЕ, в том числе по изучению предложений о развертывании работы наблюдателей.
7. ЕС должен использовать все рычаги в своих двусторонних отношениях с Азербайджаном и Арменией, добиваться новых обязательств для достижения мира; верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности следует продолжать оказывать открытую политическую поддержку усилиям сопредседателей МГ, в том числе путем прямого контакта с президентами Азербайджана и Армении в преддверии их встреч.
8. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности при активной поддержке Франции и других членов МГ из Евросоюза должен дать поручения своим структурам разработать план поддержки восстановления Нагорного Карабаха и прилегающих к нему оккупированных территорий.
9. США и ЕС должны поощрять Турцию поддерживать усилия сопредседателей МГ по достижению прогресса в мирных переговорах по Нагорному Карабаху. Мировые игроки добиваются от Турции нормализации отношений с Арменией, в том числе открытия границы без предварительных условий, но Турция связывает это с прогрессом в мирных переговорах; Анкара должна по крайней мере уточнить, какой уровень прогресса её устроит и взять твердые обязательства.