БАКУ, 4 июл — Sputnik, Мария Шелудякова. Грузия не раз отказывалась выдать России ее граждан, которых на родине считают террористами, под предлогом "отсутствия гарантий, что в РФ не будут нарушены их права". Именно с такой формулировкой грузинские власти во время правления Саакашвили отказали в выдаче боевика Ахмеда Чатаева, организатора теракта в Стамбуле, в результате которого погибли 44 человека.
Отказ в экстрадиции Чатаева не единственный подобный пример. В январе 2014 года Грузия отказалась экстрадировать дагестанцев Микаила Кадиева и Ризвана Омарова, обвиняемых в подготовке теракта. Объяснение было таким же туманным. В настоящее время террористы находятся на свободе – срок их заключения истек.
Дагестанца Юсупа Лакаева, который обстрелял полицейских, также решили не выдавать. В России его обвиняют в убийстве первого секретаря посольства России в Абхазии Дмитрия Вишернева. В настоящее время Лакаев отбывает тюремное заключение в Грузии.
Не верили, что опасен
Выходец из Чечни Ахмед Чатаев ранее работал на лидера преступной организации "Имарат Кавказ" Доку Умарова, а после его гибели примкнул к террористической организации "Исламское государство" (ИГ).
Боевик в самом начале второй чеченской войны в 1999 году потерял руку, за что получил кличку "однорукий", при этом, находясь за рубежом, финансировал деятельность бандформирований на территории Чечни. В начале двухтысячных годов суд Грозного вынес Чатаеву приговор, обвинив его в терроризме. В 2001 году он сбежал из страны в Австрию, где получил статус беженца и политическое убежище.
Соратника Доку Умарова впервые после получения статуса беженца задержали весной 2008 года в Швеции. В его автомобиле обнаружили оружие и боеприпасы. Однако, экстрадиции в РФ не последовало. Чатаев заявил, что оружие ему подкинули, и, отсидев в шведской тюрьме около года, вышел на свободу. Между тем, Россия объявила Чатаева в международный розыск.
Чатаев был задержан в украинском Ужгороде в январе 2010 года. Европейский суд запретил Киеву выдавать Чатаева России, и украинцы передали его Грузии, где он обвинялся в преступлении, совершенном в 2000-х годах.
В 2011 году террориста задержали в Болгарии. Апелляционный суд болгарского города Пловдив позже отказался экстрадировать в Россию уроженца Чечни.
По словам главы оборонного комитета парламента Грузии Ираклия Сесиашвили, Чатаев имел грузинский паспорт и был агентом спецслужб во время правления Саакашвили – "существуют соответствующие документы с доказательствами".
Национальный антитеррористический комитет России предупреждал о том, что Чатаев командует подразделением для подготовки терактов в РФ и Европе еще в январе 2016 года.
Почему Грузия?
Политолог Максим Шевченко подчеркнул, что Грузия отказывалась экстрадировать террористов из Чечни и Дагестана именно во время президентства Саакашвили: "Тогда еще заместитель внутренних дел Бачо Ахалая был пойман на том, что создавал схроны оружия для террористических группировок". По словам Шевченко, сейчас ситуация в корне изменилась.
"Нынешняя грузинская власти ведет себя иначе. Современное грузинское руководство достаточно адекватное, – отметил Шевченко. – Никто не заинтересован в том, чтобы Грузия становилась плацдармом для войны против российского Северного Кавказа. Грузия, безусловно, не хочет ассоциироваться с поддержкой терроризма".
Кроме того, уверен политолог, необходимо учитывать кавказский менталитет. На Кавказе выдать гостя – позор. Для экстрадиции необходимы действительно веские доказательства: "Это вам не Европа и не Азия, это Кавказ".
В вопросе принятия решения об экстрадиции играют два фактора – юридический и политический, считает начальник сектора проблем региональной безопасности РИСИ Игорь Николайчук. Государство, в котором преступник был арестован, должно убедиться, что на родине будет обеспечено справедливое расследование дела.
"Обвиняемых судят по законам той страны, где они были задержаны. Грузия имеет полное право заявить, что РФ может рассматривать определенное дело с пристрастием. Необходимо убедиться, что подсудимый понесет заслуженное наказание. Конституция многих стран предусматривает, что такая коллизия может возникнуть", – заключил эксперт.
Указывая на политический аспект, Игорь Николайчук заявил, что Грузия отказывает в экстрадиции, чтобы привлечь внимание общественности к тому, что "судьи хуже, чем преступники".
"В данном случае отказ – некий демарш по отношению к России, который определяется сложной внутриполитической ситуацией в Грузии, – сказал политолог, подчеркнув, что ситуация сейчас другая. В Грузии поняли, что РФ – более надежный партнер. Отношения после 2008 года натянутые, никуда не деться. Но в Грузии поняли необходимость выстраивания нормальных отношений с Россией. Ясно, что дружба с НАТО – тупиковый путь".
Во вторник, 28 июня, в международном терминале стамбульского аэропорта Ататюрка прогремели три взрыва. Жертвами стали 44 человека. Улики указывают на причастность террористической организации "Исламское государство".