БАКУ, 28 июн — Sputnik. Турция как член НАТО не могла самостоятельно принять решение атаковать российский Су-24. Тем более с учетом того, что он был сбит не спонтанно, а после целой серии предшествующих событий, сказал Sputnik вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, комментируя послание турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана главе РФ Владимиру Путину.
Напомним, что турецкий лидер направил послание российскому коллеге, в котором выразил соболезнования в связи с гибелью пилота Су-24. В письме Эрдоган принес официальные извинения российскому президенту, отметив, что Анкара во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба готова к любой инициативе.
Таким образом, по мнению эксперт, и попытка открутить ситуацию назад не может осуществляться Турцией абсолютно "бесконтрольно", без участия в этом процессе США.
"Было бы наивно думать иначе", — подчеркнул он.
По словам собеседника Sputnik, Россия сейчас взвешивает текущую ситуацию, чтобы принять какое-то решение. Однако очевидно, что если послание Анкары можно трактовать именно как извинение, то даже в этом случае не выполнен весь список требований Москвы, которые остаются неизменными, и куда входит, в частности, возмещение нанесенного ущерба. Хотя в письме Эрдогана сделан намек и на этот счет.
При этом, заметил политолог, нельзя сказать, как считают некоторые наблюдатели, что президент Турции "переступил через свои принципы", так как практически на протяжении всех последних месяцев с той стороны не звучали откровенно агрессивные формулировки в адрес РФ. И уж тем более таких текстов не было после появления в турецком правительстве нового премьер-министра.
"Было бы несколько странно предполагать (хотя многим очень этого хочется), что Эрдоган выдохся, его антироссийская политика провалилась, и он чуть ли не на коленях готов молить Москву о прощении. Турция не готова накалять еще и этот участок своей международной политики, сферу турецко-российских отношений, так как внутриполитическая обстановка в самой стране далека от идеала", — сказал эксперт.
С другой стороны, заметил он, Турция отдает себе отчет, что в Европе ее никто не ждет, учитывая внутренние проблемы ЕС. Поэтому у Анкары есть желание хотя бы элементарно стабилизировать тот уровень собственной безопасности, который имеется на данный момент, по принципу "лишь бы не было хуже".
Как бы там ни было, заметил Трофимчук, Москва очень внимательно относится к тем сигналам, которые идут из Анкары. Сама же Анкара идет все дальше в своих "московских" инициативах, но до стопроцентно нужных формальных текстов пока что не дошла. Анкара – в процессе тестирования, глубокого зондирования данной ситуации.
По его мнению, нельзя ждать нового яркого всплеска российско-турецкой дружбы; назад двусторонние отношения уже не вернутся, так как начинались они в 2007-2008 годах, когда не было ни украинской, ни сирийской, ни карабахской войн. Сегодня геополитическая ситуация диктует свои условия, в том числе для отношений между Москвой и Анкарой.
"Можно предположить и другой уровень, так сказать, "гарантий" для недопущения новой турецко-российской волны, со стороны тех, кто на них может предметно повлиять. В том числе с помощью терактов внутри самой Турции и массы других инструментов", — отметил он.
Собеседник Sputnik заметил, что не стоит забывать и о курдском факторе, который никто не отменял. Запад может попытаться попробовать на прочность отношения Москвы с курдами за счет самой Турции. В запасе у Вашингтона сегодня имеются и другие эффективные инструменты влияния на турецко-азербайджано-российский треугольник – тот же Карабах. На этом направлении тоже утекло слишком много "воды" и крови после того дня в ноябре прошлого года, когда был сбит российский бомбардировщик.
"Другими словами, даже если представить себе, что Турция выполнит все условия из "списка Москвы", то и в этом случае двусторонние отношения на прежний уровень уже не вернутся", — считает Трофимчук.
Да и на территории самой Сирии и всего Ближнего Востока, по его мнению, обстановка также развивается в негативном направлении, а позиция Эрдогана по отношению к таким ключевым для Москвы факторам как, например, Башар Асад, остается неизменной.
Само собой, отметил эксперт, Турция очень хотела бы вернуть доходы от российских туристов, но это уже другой, более мелкий вопрос, хотя и связанный напрямую с проблемой санкций. Короче говоря, подчеркнул он, если взять слова из известной песни, сегодня уже "всё не так, ребята". К большому сожалению, для обеих сторон конфликта.