БАКУ, 21 июн – Sputnik. Как и ожидалось некоторыми наблюдателями, никаких сенсаций или судьбоносных прорывов на июньской встрече, ожидавшейся после венского саммита с таким вниманием и напряжением, не произошло. Об этом Sputnik сказал вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, комментируя итоги прошедшей накануне встречи президентов России, Азербайджана и Армении.
В понедельник, 20 июня, в Санкт-Петербурге прошли трехсторонние переговоры глав России, Азербайджана и Армении, направленные на урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта.
По словам эксперта, на встрече не случилось самого главного: заявления, и даже простого разговора, о передаче под азербайджанский контроль каких-то территорий.
"Тем более странно было слышать накануне саммита запущенный кем-то тезис, что якобы под это дело даже готовятся "пять оккупированных районов". Именно пять, ни меньше, ни больше; какая удивительная точность", — сказал политолог.
Тем не менее, по мнению Трофимчука, итоги трехсторонней встречи в Петербурге позволили удержать ситуацию в зоне Карабаха "на грани", не допуская сваливания в новые широкомасштабные бои. Армению, как и сам карабахский анклав, такая ситуация устраивает полностью (даже за вычетом той полосы земли, которая ушла в начале апреля под контроль азербайджанской армии), но Баку так называемый "статус-кво" абсолютно не нужен. Об этом сразу же, открыто сказал президент Азербайджана накануне саммита.
Эксперт также считает, что совместное заявление, принятое по итогам встречи, фактически документально обязало обе стороны конфликта соблюдать длящееся пока перемирие. Если оно будет нарушено, то нарушитель будет теперь официально считаться "агрессором", тем более что, как предполагается, это будет подтверждено живыми наблюдателями, а также средствами технического мониторинга, число которых на линии соприкосновения будет увеличено.
"На деле (за исключением указанной полосы земли), ситуация остается той же самой, как это было с 1994 года, с надеждой на то, что она просуществует если не еще двадцать долгих лет, то хотя бы пять-десять. Проблема не решена – она отодвинута по времени", — подчеркнул он.
О ходе урегулирования Нагорно-карабахского конфликта >>
Сама картинка с петербургской встречи, по словам собеседника Sputnik, заметно отличалась от картинки со встречи в Вене. Хотя представители европейских наблюдательных структур и находились в периметре саммита, тем не менее, было заметно, что Москва стремится сохранить в этом процессе свой статус генерального, уникального миротворца, так как на основных переговорах за столом сидело по-прежнему – как и до апрельской войны – только три президента.
Также можно сказать, заметил он, что отношение к России в азербайджанском обществе будет определяться с учетом тезиса "Москва по-прежнему держит свою руку на Карабахе". Азербайджан не получил того, что ожидал от июньской встречи, он явно не готов к очередным десятилетиям переговоров и теперь будет активно искать иные пути для выхода из тупика.
По мнению Трофимчука, к совместному заявлению необходимо было приложить какой-то по-настоящему инновационный пункт, который бы мог однозначно продемонстрировать всему миру (и прежде всего, США), что российская сторона способна на большее. Что времена изменились, подчеркнул он.
В период со 2 по 5 апреля произошла самая крупная эскалация карабахского конфликта, с момента заключения перемирия. Ереван сообщил о наступательных действиях азербайджанской стороны, при этом в Баку заявили об обстрелах со стороны ВС Армении. Согласно официальным данным, обе стороны конфликта понесли потери, в том числе среди мирных жителей.
Пятого апреля при содействии Москвы стороны договорились о приостановке военных действий, однако нарушения на линии соприкосновения продолжались вплоть до 16 мая. В этот день в Вене состоялась первая с начала обострения ситуации в Карабахе встреча президентов Азербайджана и Армении — Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта (России, Франции, США).
На встрече было достигнуто соглашение о неукоснительном выполнении соглашений о перемирии (1994 года) и укреплении режима прекращения огня (1995 года). Стороны согласились, что необходим мониторинг возникающих инцидентов и внедрение механизма их расследования в рамках полномочий команды постоянного представителя ОБСЕ.